Чем угрожают QR-коды от Сбербанка и ВТБ? Сбербанк и ВТБ начали использовать QR-код. Система эта не нова: в Китае, например, она используется с 2013 года. В России тоже многие знакомы с QR-кодами. Банкоматы часто предлагают перевести деньги за ЖКХ с их помощью. А скоро с помощью кодов люди начнут платить по-китайски везде. Лайф рассказывает, почему надо бояться новинки. Первыми регионами стали Краснодарский край и Санкт-Петербург. В них предприниматели получили возможность принимать платежи через QR-коды. К концу лета ноу-хау должно распространиться по всей России. Совсем недавно же, 19 августа, ВТБ заявил о начале использования аналогичной системы с 1 сентября. В случае с ВТБ QR-коды будут работать в тестовом режиме: только в одном магазине «Эльдорадо» и «М.Видео» и только в Москве. Внедрение QR-кодов Сбербанком и ВТБ является второй волной реализации Системы быстрых платежей (СБП) — государственного проекта, предложенного Центробанком. Первой волной был запуск мгновенных платежей по номеру телефона в феврале. СБП развивается при участии следующих банков: ВТБ, «Тинькофф», «Альфа», «Райффайзен», «Газпромбанк», Промсвязьбанк, «Росбанк», «Ак Барс», СКБ, QIWI, «Совкомбанк», РНКО, «Юникредит», «Газэнерго», «Открытие» и «Русский стандарт».
Можно предположить, что в будущем к ВТБ и Сбербанку присоединятся остальные компании. Тремя способами. Первый — статический QR-код. В матричный штрихкод, который, как правило, размещается на кассе, «зашивается» информация о лицевом счёте продавца. Отсканировав его с помощью приложения для смартфона, покупатель вводит сумму покупки и жмёт ОК, подтверждая транзакцию. Представляет собой продвинутую версию первого. Помимо информации о счёте предпринимателя в нём шифруется ещё и информация о конкретной покупке — её стоимость. Сканируя свеженапечатанный код с бумажки или же экрана POS-терминала, пользователю не придётся дополнительно вводить что-либо в приложении — сумма будет указана сразу. Требуется лишь подтверждение платежа. Третий — пользовательский QR-код. Всё то же самое, что и в первых двух случаях, только теперь не продавец генерирует код, а покупатель. С помощью приложения для смартфона. Соответственно, сканирует изображение уже кассир. Посетителю магазина остаётся только подтвердить транзакцию. Мне и с NFC комфортно — зачем всё это? Затем, что от появления нового платёжного инструмента выиграют все: и предприниматели, и покупатели.
Но сначала поговорим о первых. Ведь в их случае речь идёт не столько об удобстве, сколько об экономии. Приём к оплате «пластика» для предпринимателей стоит денег. Причём иногда немалых. Само по себе оборудование, тот же POS-терминал, стоит недорого. Однако, чтобы он работал с картами, продавцам приходится платить кредитным организациям за ПО, обслуживание и саму возможность принимать карты. Эта банковская услуга называется эквайринг. Причём не фиксированные, а процент от всех денег, которые предприятие получило с продаж через «пластик». Разброс большой: от 0,5% до 2,5%. Ещё большим процентом кредитные организаторы «придушивают» мелких предпринимателей. Сетевикам тоже наверняка от эквайринга больно. Если верить Росстату, по итогу 2018 года доля платежей картами в России достигла 48%. То есть, как в том анекдоте, руки в жирку у банкиров остаются примерно после каждой второй транзакции. QR-коды, как ожидается, эквайринг сделают дешевле. Центробанк планирует, что он будет стоить 0,4% от платежа. Однако реальность пока что далека от фантазий ЦБ. Но я покупатель. Что с QR-кодов поимею я?
В первую очередь улучшенный сервис. Жители провинциальных районов или ходоки по рынкам знают, что у частника днём с огнём не сыщешь терминала. То же касается и мелких городских предпринимателей: ателье, мастерских и не только. Если же стоимость эквайринга по QR-кодам действительно приблизится к обещанным 0,4%, то наверняка все ипэшники обзаведутся своими счетами, зашифрованными в пиксельную картинку. Ведь она сама по себе не будет стоить ни копейки. В случае со статичным QR-кодом торговцу только и потребуется, что распечатать на принтере штрихкод да приклеить его у кассы. В идеале вместо формы для банковской карты, заполнение которой всегда утомляет, каждый онлайн-магазин начнёт предлагать QR-код. Отсканировал, заплатил, ждёшь посылку. Закончатся мытарства некоторых фантов Xiaomi. Напомним, что очень много смартфонов этой компании (да и недорогие модели других вендоров) не оборудованы NFC. С QR-кодами достаточно иметь любой Android-смартфон. Лишь бы камера была. Впрочем, для пользовательских QR-кодов не нужна и она. Но не может же быть настолько всё хорошо. Может быть и лучше. В Китае, где банковские QR-коды появились ещё в 2013 году, нередко для покупки чего-либо и вовсе не нужен продавец.