SEO, или поисковая оптимизация, — это набор методов поискового продвижения сайта в результатах поисковой выдачи. Задача SEO-оптимизации — поднять сайт как можно выше в поисковике и увеличить трафик. Чем выше сайт в выдаче, тем выше трафик, а значит, и шансы, что на страницу зайдёт целевая аудитория, которая в результате принесёт доход владельцу бизнеса: например, просмотрев рекламу на странице и купив товар или услугу. Оптимизировать можно как сам сайт, так и любой контент — статьи, тексты, описания товаров, услуг, картинки и видео. Эволюция SEO — это история борьбы поисковиков с попытками поднять страницу в выдаче. На заре появления поисковых систем SEO-оптимизация была гонкой спамеров: поисковики учитывали ключевые запросы, поэтому в топе могли оказаться страницы с текстом «продажа цветы Санкт-Петербург», на которых не было никакой полезной информации. В конце 1990-х, когда Google начал считать количество ссылок на страницу, а «Яндекс» — оценивать качественные характеристики ссылок, SEO-оптимизация превратилась в бизнес: появились скрипты для обмена ссылками и автоматическое продвижение. Однако уже в 2010-х годах поисковики стали бороться с закупкой ссылок, поэтому к середине десятых оптимизация превратилась в системную работу над сайтом.
n
На позицию в выдаче теперь влияет около 800 факторов, среди которых релевантность (насколько страница соответствует поисковому запросу), структура страниц, качество кода, дизайн, удобство использования и другие. У каждого поисковика собственные правила для SEO. Они регулярно обновляются для повышения качества выдачи. Обычно в компании рассказывают, какие факторы повышают выдачу контента в поиске. Все они учитываются при оптимизации сайта и контента. Факторы оптимизации делятся на внешние и внутренние. Цель внешней оптимизации — получить как можно больше ссылок на сайт со сторонних ресурсов. Оставлять ссылки на сайт в блогах. Внутренняя оптимизация гораздо шире и затрагивает множество аспектов — от очевидного подбора ключевых слов и оптимизации изображений до менее очевидных вроде улучшения структуры сайта, решения технических ошибок (например, ускорения загрузки или удаления битых ссылок) и повышения удобства пользования, причём как на десктопе, так и на мобильном устройстве. Перед погружением в оптимизацию контента и работой над удобством использования сайта оцените потенциальный спрос на товар или услугу. Работа над SEO оправдана, если у вас много потенциальных клиентов, а конкурентные преимущества вашего продукта чётко сформулированы.
n
Оценить, как часто люди ищут товары или услуги из вашей сферы, можно в бесплатных сервисах для оценки пользовательского интереса, таких как Wordstat. Сделать это просто: достаточно вбить словосочетание, по которому, на ваш взгляд, люди ищут ваш бизнес, и оценить число запросов. «Магазин молодёжной одежды» — это пример популярного запроса, количество достигает 3,9 тыс. А специфические товары, к примеру «рюкзак с GPS-трекером», это запросы непопулярные — таких всего 38 в месяц. Оптимизировать сайт под второй запрос попросту невыгодно, небольшое число потенциальных клиентов лучше искать в других каналах — допустим, в туристических или спортивных сообществах. Ещё один вопрос, который стоит себе задать: как долго вы готовы ждать результата? Обнаружение сайта поисковиками и оценка информации на нём — процесс небыстрый. Дополнительное время требуется на оценку поведения пользователей, которые ещё должны как-то попасть на сайт. К сожалению, точно сказать, сколько времени займёт индексация, сложно: у одного бизнеса на это могут уйти месяцы, у другого — годы.
n
Для бизнеса, который не собирается менять сферу ближайшие несколько лет, инвестиции в SEO в любом случае выгодны — в будущем они сократят затраты на рекламу. А вот нишевому бизнесу и тем, чья выручка зависит от сезона, поисковая оптимизация может даже помешать: иногда поисковики могут посчитать сезонный наплыв пользователей на сайт за плохой сигнал. Что нужно для работы с SEO? В первую очередь — ресурсы. Сегодня для серьёзной работы над SEO требуется сразу несколько человек — SEO-специалист, программист и веб-аналитик (а ещё редактор и копирайтеры). Если нужен максимальный результат, то без привлечения экспертов не обойтись. Однако поднять страницу в поиске можно и своими силами, изучив базовые инструменты. Вот краткая инструкция, чтобы начать работать с SEO самостоятельно. Определитесь с семантическим ядром — ключевыми словами, по которым пользователи приходят на ваш сайт. Чтобы упростить сбор семантического ядра, проанализируйте сайты конкурентов. Создайте заголовок и описание сайта — два небольших текста, которые пользователь увидит в поисковой выдаче.
n