УНИВЕРСИТЕТА Налог на игорный бизнес: особенности имени o.e. Аннотация. Статья раскрывает эволюцию правового регулирования налога на игорный бизнес в Российской Федерации. Особое внимание уделено определению места налога на игорный бизнес в системе налогов и сборов России — от федерального к региональному. Автор указывает на проблемы, связанные с функционированием и оборудованием игорных зон, среди которых в настоящее время реально действующими являются две-три зоны. Анализ судебной практики свидетельствует в основном о проблемах, связанных со сроками регистрации объектов налогообложения и суммами, излишне уплаченных при взимании данного налога. Ключевые слова: налог, игорный бизнес, налоговое право, бюджет, игорная зона. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 TAX ON THE GAMING: FEATURES OF LEGAL REGULATION IN RUSSIA Abstract. Article opens evolution of legal regulation of a tax on a gaming in the Russian Federation. Special attention is paid to definition of the place of a tax on a gaming in the system of taxes and fees of Russia — from federal to regional. The author points to the problems connected with functioning and the equipment of gambling zones among which now two-three zones are really acting.
The analysis of court practice confirms generally the problems connected with terms of registration of the taxation objects and bags which are excessively paid at collection of this tax. Keywords: tax, gaming, tax law, budget, gambling zone. В настоящее время налог на игорный бизнес в системе налогов и сборов Российской Федерации представлен как один из региональных налогов государства, введение которого на территории конкретного субъекта Российской Федерации является его правом. С развитием рыночных отношений в Российской Федерации начали появляться организации, осуществляющие игорный бизнес, причем их число со временем значительно увеличивалось. В связи с этим государству необходимо было формировать модель налогообложения данного вида деятельности. Первоначально с 1990 г. в России не существовало специального налогообложения игорного бизнеса, так как данные организации отчисляли налоги в соответствии с установленным налогом на прибыль предприятий и организаций по ставке 90 %, сумма которого зачислялась в региональные бюджеты государства1. В последующем происходило реформирование налогообложения, и с 1998 г. появляется налог на игорный бизнес, который подчеркнул специфику данного вида деятельности и необходимость обложения соответствующих субъектов.
Законодатель в целях налогообложения определил, что игорный бизнес рассматривается как предпринимательская деятельность, в процессе которой не происходит реализация продукции, так как она связана с извлечением определенного вида дохода, в частности выигрыша, а также и платы за проведение азартных игр и пари2. Помимо этого, законодатель дал определение всех специальных терминов, характерных для игорного бизнеса: игорное заведение, пари, азартная игра, игровой стол, игровой автомат, касса игорного заведения и др., так как они были новыми для налогового законодательства. Отличительной особенностью налогообложения того периода являлось установление налоговых ставок в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ). Например, Закон указывал, что наименьший размер ставки налога за каждый стол, являющийся игровым, составляет 200 МРОТ ежемесячно, а за каждый игровой автомат — 7,5 МРОТ, и т.д. Помимо этого присутствовала налоговая льгота в виде понижения ставки на 20 % для каждого объекта заведений, имеющих большое количество разных объектов обложения, например столов — 30 и более, игровых автоматов — 40 и более3.
Изначально данный налог являлся федеральным и его сумма распределялась между двумя бюджетами: по минимальному размеру налоговой ставки зачисления происходили в федеральный бюджет, а при ее превышении — в региональные бюджеты в зависимости от места расположения игорного заведения. При систематизации налогового законодательства и создании Налогового кодекса РФ (НК РФ) положения Закона послужили основой для современного налогообложения игорного бизнеса. Принимая во внимание природу налога, его сделали региональным, что соответствует принципам современной бюджетной политики государства, основанной на федерализме. 1 Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 11. Ст. 2 Федеральный закон от 31.07.1998 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. УНИВЕРСИТЕТА Налог на игорный бизнес: особенности имени o.e. 4. Данное понятие отличается от аналогичного, изложенного в Законе о налоге на игорный бизнес, тем, что законодатель исключил доход от проведения пари. Исходя из этого, субъектами являются организаторы азартных игр исключительно в качестве юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с требованиями законодательства5.
При характеристике субъектов налога на игорный бизнес в качестве налогоплательщиков следует учитывать место их расположения, так как от него зависит возможность уплаты налога с разных объектов налогообложения. В соответствии с существующим законодательством игорные заведения могут быть открыты исключительно в специальных зонах, которые именуются игорными. Исключением являются только букмекерские конторы и тотализаторы, которые могут осуществлять деятельность вне игорных зон. Для этих субъектов обязательными условиями являются получение лицензии и членство в саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах или в тотализаторах6. Все игорные заведения, существовавшие до принятия соответствующего законодательства, должны были перейти на указанные требования, а при несоответствии требованиям их деятельность прекращалась. 4 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ. 5 Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании дея- О тельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в неко- г торые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. На данный момент в Российской Федерации предусмотрено создание пяти так называемых игорных зон в следующих субъектах РФ: «Крым» — Республика Крым, «Сибирская монета» — Алтайский край, «Азов-Сити», «Красная поляна» — Краснодарский край, «Приморье» — Приморский край, «Янтарная» — Калининградская область.