«Многие страны вводят лицензии для того, чтобы задушить игорный бизнес, а не регулировать его», — заявил спикер. В качестве примера вышеуказанного заявления Иван привел Швецию. Некогда население этой небольшой скандинавской страны представляло собой достаточно насыщенный депозитами и средним чеком гемблинг-рынок. Высокая конкуренция в этом гео мотивировала казики создавать уникальные и интересные для игрока продукты. Мальтийская лицензия (MGA) позволяет работать на любом, в том числе европейском рынке, где нет локального регулирования деятельности казино. По мнению Монтика, Швеции разумнее было бы договориться с Мальтой, чтобы деньги с игроков-шведов перечислялись им в виде налогов. По мнению спикера, на Мальте уже все выстроено, отрегулировано, и есть четкая система контроля, поэтому Швеции не имело смысла создавать свой регулятор. Тем не менее страна пошла по этому пути. В результате введения внутреннего лицензирования онлайн-казино в Швеции стало невозможным внедрение каких-то инноваций, раздача игрокам бонусов и прочих плюшек. Все казино стали одинаковыми, как-то выделиться на фоне других не представляется возможным из-за многомиллионных штрафов.
В итоге была убита конкуренция, а за ней и сам рынок. Шведские игроки привыкли к крутым играм. После введения лицензирования им стало неинтересно, и они пошли на новые рынки, а местные казино остались не у дел. Как ты думаешь, почему Швеция так поступила с лицензированием? Таким образом правительство борется с рынком гемблинга. Почему тогда нельзя просто взять его и запретить? Это же европейская страна, запрещение будет выглядеть не демократично. Поэтому запрещают так завуалированно. Такое произошло только в Швеции или в других странах есть что-то подобное? Во многих странах есть всякие фишки, которые портят жизнь онлайн-казино. Например, в Германии один человек может сделать не более €1 000 общего депозита в месяц. И это не на одно казино, а совокупно на все гемблинг и беттингпроекты, в которых юзер зарегистрирован. Как ты считаешь, кто лоббирует принятие закона о лицензировании онлайн-казино в отдельных странах? Безусловно, это делают владельцы оффлайн-казино и компании, с ними связанные.
Например, в Германии это Novomatic — крупный австрийский концерн, занимающийся производством игровых автоматов. На твой взгляд, онлайн-казино представляет конкуренцию оффлайн-гемблингу? Нет. У них абсолютно разные портреты игроков. В оффлайн-казино идут играть совершенно с другим бюджетом, люди там ловят кайф не только от азарта, но и от обстановки, атмосферы. Онлайн и оффлайн-игроки, как правило, не пересекаются. Соответственно, оба этих вида казино не могут составлять друг другу конкуренцию. Оффлайн-казино все еще является крупным бизнесом, в сравнении с онлайном, у них есть деньги, чтобы лоббировать свои интересы? Конечно, это крупный бизнес. Только по официальным данным годовая оценка игрового рынка составляет $550 миллиардов. Из этой суммы только лишь $100 миллиардов приходится на онлайн-казино, а все остальное генерит оффлайн-бизнес. Ты больше 10 лет в гемблинг-бизнесе. Как за это время поменялся портрет игрока? Игрок был десктопный, стал мобильный. Также он сильно помолодел за это время — раньше активными игроками были люди среднего возраста, сейчас играют и двадцатилетние.
Спикер рассказал, что когда он только пришел в индустрию, несколько напрягался по поводу экологичности этого бизнеса. Затем он сделал для себя вывод, что гемблинг дарит людям эмоции. Далеко не всегда они позитивные, но они позволяют людям прочувствовать то, что в обычной жизни им не доступно. «Эмоции, они всегда заряжают либо переключают тебя. Получив даже негативные эмоции, человек переосмысливает некоторые моменты своей жизни», — философски заметил Монтик. Также спикер добавил, что, по сути, iGaming-индустрия занимается перераспределением денег. Кто-то их проигрывает, кто-то — выигрывает. Какая-то часть денег аккумулируется в казино, потом расходуется, в том числе и на благотворительные проекты. Люди, которые испытывают зависимость от игры, не являются целевой аудиторией казино. Больше всего денег приносят те игроки, которые относятся к ставкам, как к развлечению. Они адекватно воспринимают ситуацию и свои проигрыши. Иван рассказал, что казино активно борется с лудоманами. Многие платформы, в том числе и Softswiss, разработали софт, который помогает выявлять зависимых игроков и блокировать их. Через платформу Softswiss запуск онлайн-казино обойдется примерно в $45 000. Иван рассказал, что в его компании были кейсы, когда казино запускала команда из нескольких человек.