Мягкие игрушки все чаще заменяют жителям Москвы семью и живое общение с домашними питомцами. Почему побеждают эрзацы и не опасна ли такая имитация жизни? Плюшевые белоснежные гуси атаковали столицу. Вслед за огромными тряпичными медведями, набитыми поролоном собачками и зайчиками и текстильными акулами из закрывшейся «Икеи». Гуси, эти модные мягкие игрушки, сейчас везде: в магазинах, торговых центрах и в переходах метро. Цены различаются в зависимости от накрутки продавца и размера самой игрушки — от 300 до 2000 рублей. Большинство вполне крупные. Поэтому их удобно взять в руки, обнять, а порой и задремать в плюшевых объятиях. Возможно, в этих объятиях, готовых вместить всех страждущих, и кроется причина популярности гусей? Или в чем-то другом? Вы не поверите, но перед Новым годом в интернет-магазинах и системе электронной коммерции «Гусь-обнимусь» стал самой продаваемой игрушкой. Хотя вроде бы по восточному календарю год у нас Кролика (или Кота). Но гуси кото-кролика в торговле победили безоговорочно. И дело вовсе не в том, что лапчатый из плюша не шипит и не щиплется — коты из того же материала тоже ведь не мяукают и не царапаются И почему к этим гусям у покупателей такая тяга?
Оказывается, это просто грамотный маркетинговый ход и манипулирование потребительскими инстинктами массового покупателя, ведь «Гусь-обнимусь» родом из популярного компьютерного квеста. Так что яйца, из которых вылупились эти игрушки, были изначально отложены в интернете. По мнению психологов, россияне в последнее время все чаще страдают от одиночества — как в знаменитом романе Маркеса. Социальные опросы показывают, что чувство одиночества в России испытывает 43 процента населения, — утверждает нейропсихолог Ксения Космос. Причины этому разные — недавние ограничительные меры в связи с пандемией, технический прогресс в целом и переход жизни в онлайн. Многие, даже если имеют близких людей рядом, не могут ощутить себя с ними в полной мере нужными и любимыми. Вот и происходит «гусезамещение» . Людям свойственно очеловечивать животных и растения. Даже интересно было бы посчитать, сколько в стране сейчас находится фикусов по имени Игорь, — улыбается Ксения Космос. Впрочем, столетник Петр или герань Наташа худо-бедно, если их поливать раз в неделю, проживут и без хозяина.
Но как быть Шарику, которого нужно выводить на прогулку хотя бы два раза в день, или Мурке, которая требует регулярного питания? На домашних питомцев времени нет. Жизнь в огромном городе, где только на дорогу к рабочему месту требуется час-полтора, а то и больше, постоянные стрессы и волнения зачастую делают невозможным общение с настоящими домашними животными. То ли дело плюшевый гусь — лежит себе на диване, есть-пить не просит. И все-таки не дает покоя вопрос: не превращают ли подобные игрушки настоящие человеческие отношения в эрзац-чувства? Все-таки любовь к плюшевому гусю — это что-то ненастоящее, суррогат… Изначально «Гусь-обнимусь» был персонажем компьютерного квеста Untitled Goose Game, выпущенного в 2019 году. Персонаж по сюжету игры довольно хулиганский. Он живет в английской деревушке и напропалую проказничает. Популярность игры росла, и в один прекрасный момент «Гусь-обнимусь» вышел за ее пределы и превратился в мем. Например, оцифрованного гуся помещали в фильмы «Ведьмак», «Евангелион» и «Сверхъестественное». А пользователь одной из соцсетей даже создал программу, имитирующую хулиганское поведение гуся. Ну а если в интернете появляется что-то популярное, то предприимчивые производители мгновенно ставят это на поток. Первым производителем «Гусей» стала компания «Джимми Тойс», где воспользовались популярностью игрового персонажа. Еще одна причина привязанности к мягким игрушкам — нехватка в детстве родительского внимания. Став взрослыми, мы бессознательно пытаемся скомпенсировать недополученное. Покупка игрушки может восприниматься «внутренним родителем» как наиболее доступный и простой способ услышать и реализовать потребности «внутреннего ребенка». Эта игрушка может стать хорошим переходным объектом, восстанавливающим связь с какими-то значимыми частями психики, инстинктивными архаичными частями разума, складывающимися из индивидуального и переданного по наследству чувственного опыта. Поэтому выдыхаем: обниматься с гусем даже полезно. Жителям перенаселенного мегаполиса, испытывающим регулярный стресс, такая перезагрузка для восстановления связи с архаичными частями разума просто необходима. Стоимость подобной терапии каждому по карману: дешевле, чем психотерапевт! Да и ничего опасного с точки зрения сангигиены там нет. Во всяком случае, сотрудники Роспотребнадзора угроз пока не нашли.
Обычный плюшевый медведь вполне может быть настоящей семейной реликвией наряду с прабабушкиными украшениями, антикварным креслом или часами с кукушкой, которая куковала еще при царе Горохе. Кажется, будто мягкие игрушки существовали всегда. Однако из всех видов игрушек именно мягкая считается самой молодой: ее массовое производство началось лишь в конце XIX века. Сегодня магазины забиты плюшевыми зайчиками и собачками, но с каждым годом по-настоящему угодить ребенку мягкой игрушкой становится все сложнее. Во-первых, плюшевые звери в большинстве своем однотипны и быстро надоедают. Во-вторых, у современных детей есть компьютер, который заменяет им кукол и мишек, а иногда и родителей. Чтобы порадовать драгоценное чадо, нужно его в первую очередь удивить. Forbes собрал 10 самых необычных мягких игрушек — для взрослых с хорошим чувством юмора и для детей с крепкими нервами. В начале 2000-х по просторам Рунета разошлось изображение зеленовато-серого плюшевого уродца с прямоугольным телом и бессмысленным взглядом. Звали уродца Jeero. Одновременно нелепый и трогательный, он вызывал у пользователей самые разные эмоции, от недоумения до умиления.
Позже выяснилось, что у Jeero есть несколько десятков друзей — таких же плюшевых и таких же некрасивых. Выпускает их бренд с красноречивым названием Uglydoll. А началось все с письма, которое американец Дэвид Хорват отправил своей подруге кореянке Сун-Мин Ким задолго до того, как они поженились. На листе бумаги Хорват нарисовал странного зверя по имени Wage и сделал приписку: «Тружусь над тем, чтобы наши мечты осуществились и мы снова были вместе». Через какое-то время он получил посылку от Сун-Мин Ким. В ней лежал сшитый по его эскизу плюшевый Wage. Вскоре пара получила большой заказ на производство мягких уродцев. Для каждой из своих кукол Хорват и Ким придумали биографию: прочитать ее можно в описании игрушки на официальном сайте. Дети с удовольствием играют с Uglydolls, а взрослые коллекционируют их и охотятся за зверьками, которых сшила сама Сун-Мин Ким (производство уже давно поставлено на поток). Среди поклонников Uglydolls числится даже дочь президента США Саша Обама: 1 сентября 2009 года она пришла в школу с брелоком в виде птички Babo на портфеле.