Детско-юношеский центр г. Петрозаводска. Педагог дополнительного образования: Лери О.С. Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка». А также 25-летнего практического опыта работы педагога Детско-юношеского центра г. Петрозаводска. В объединение « Мягкая игрушка» занимаются дети с 7-12 лет микрорайона « Ключевая», среди них много детей из неполных, многодетных, малообеспеченных семей. В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность. Моя задача как педагога, помочь детям найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде, профессии, создать счастливую семью и тем самым создавать процветающее государство.
Сегодня общество нуждается в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе — трудовое обучение, а в условиях дополнительного образования программа « Мягкая игрушка» Лежащая в основе этой программы предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Программа « Мягкая игрушка» направлена на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно — заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.
Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. В основе системы — следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, семья, совместный труд. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений. Ключевым направлением работы является социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя. 1. Курс « Умелые руки» 1 год обучения. Дети получают общие представления о многообразии форм и цвета материалов в окружающей действительности, радость познания и созидания. 2. Курс « Первые шаги мастерства» 2 год обучения. Обучение детей основам декоративно-художественного отражения мира. Изучение мира вещей как источник историко-культурной информации, изучение традиций, их роли в жизни и искусстве. При организации образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы в объединении, не регламентированный обязательствами и стандартами. Кроме того: возможность сочетать различные формы занятий с учетом свободного времени, возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).
Индивидуальный подход к каждой личности ребенка. Право на свободный творческий поиск. Одна из применяемых форм занятий — коллективная. Дети работают сообща, чтобы выполнить общее задание. Таким образом, они получают не только знания, но и опыт общения в сообществе ровесников, что особенно важно для детей. Вышеизложенное показывает, что программа действительно актуальна и привлекательна для детей. Цели и задачи программы. 1. Раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества. 3. Развитие творческой активности, фантазии, изобретательности. Формы и методы проведения занятий. 1 Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. 2 Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. 3 Практические методы: практические занятия. 4 Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ. В эту группу входят дети, у которых недостаточная степень развития технических умений, а также дети с нарушением речи и неразвитостью линии ладони, недостаточно развита мелкая моторика рук. Это тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов. 2. Ознакомить с различными видами бумаги и приемами изготовления аппликаций. 3. Дать знания и практические умения через изготовление простейших игрушек и сувениров.
4. Учить наблюдательности, аккуратности, настойчивости при выполнении работы. 5. Научить работать с книгой. 6. Формировать желание приносить радость своим трудом окружающим. 7. Познакомить с различными видами тканей. 1. Вводное занятие. История возникновения мягкой игрушки. Правила безопасного труда на занятиях. Правила пользования необходимыми инструментами. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска. Педагог дополнительного образования: Лери О.С. Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка». А также 25-летнего практического опыта работы педагога Детско-юношеского центра г. Петрозаводска. В объединение « Мягкая игрушка» занимаются дети с 7-12 лет микрорайона « Ключевая», среди них много детей из неполных, многодетных, малообеспеченных семей. В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность.