По традиции знакомство с архитектурными памятниками города мы завершаем посещением музеев. У здания Музея истории донского казачества в любое время года почти всегда стоит вереница экскурсионных автобусов, слышится разноязычный говор туристов. Гости Новочеркасска не уезжают из города, не побывав в музее. Новочеркасск. Музей истории донского казачества. Считается, что проект здания Донского музея, построенного в 1899 году, разработал А. А. Ященко, хотя известно, что первую премию в конкурсе на лучший проект получил другой архитектор — Ф. А. Гаген (1882) (Смесь. Документальных подтверждений в архивах не обнаружено, а сведения в периодической печати весьма разноречивы и не дают твердого основания для установления авторства. Здание явно тяготеет к классицистическим формам, принятым в конце XIX века. Оно расположено на пересечении Атаманской улицы и Платовского проспекта, скошенный угол которых использован архитектором для слегка выступающего ризалита входа, ориентированного на центральную улицу и площадь. В 1916 году по сторонам от входа в музей были установлены старинные пушки. Отлитые в первой половине XVI столетия, они находились прежде в древнем ливонском замке Кокенгаузен, который в 1577 году был взят войсками Ивана Грозного.
В первую мировую войну в знак памяти и почести русских войск, сражающихся под Кокенгаузеном, в состав которых входили и донские казачьи части, из руин замка были извлечены и доставлены в Новочеркасск эти две пушки. В залах музея последовательно раскрыта история донского края с древнейших времен и до наших дней, прослежены этапы развития казачества на протяжении столетий. Инициаторами создания Донского музея были художник Е. А. Ознобишин и краевед X. И. Попов, ставший его первым директором. Они провели большую исследовательскую работу по выявлению памятников прошлого, сбору наиболее ценных экспонатов. Из войскового правления сюда были переданы войсковые регалии и знаки атаманской власти, в научной библиотеке хранились архивные документы и редкие книги по истории Дона. Впоследствии музей пополнился произведениями донских художников Н. Н. Дубовского и И. И. Крылова, которые вместе с портретными изображениями атаманов составили основу собрания живописи, что позволило открыть на втором этаже картинную галерею. Музей истории донского казачества, значительно пополненный экспонатами советского периода, — единственное в своем роде хранилище боевых реликвий войска Донского.
Некоторые из них имеют уникальную ценность. Обо всем рассказать невозможно — для этого нужно посетить музей и неторопливо рассмотреть его экспозицию. Но мы все же задержимся у витрин с прикладным искусством. Собранные здесь вещи наглядно объясняют различные стороны бытового уклада казачества, появление в обиходе того или иного предмета. В залах музея мы видим войсковые клейноды, знамена, серебряные ковши, сабли, жалованные казакам «за верную службу» Петром I, Анной Иоанновной, Екатериной II, хорошие образцы изделий императорского фарфорового завода, мейсенский фарфор, китайские вазы и многое другое. Интересна, например, братина, жалованная войску Донскому в память героя Отечественной войны 1812 года наказного атамана В. В. Орлова-Денисова, прах которого в 1911 году из Харькова был перенесен в Новочеркасск. Крупная лодчатая форма сосуда, выколоченная из листовой меди, луженной серебром, торжественно покоится на высоком припаянном поддоне. Братина заканчивается с одной стороны носиком с миниатюрной статуэткой, изображающей Орлова-Денисова, а с другой — массивной рукоятью, в центре которой выгравирован «Георгий Победоносец, поражающий копьем многоголового змея». Обращение мастера к традиционной форме русской братины вполне понятно.
Общинный образ жизни казачества, особенно в начальный период его существования, повлек за собой широкое употребление в быту вместительных котлов, братин и ковшей. В железных котлах — казанах, — подвешенных на треногу, казаки обычно варили себе пищу в военных походах. Они лишены декора, и красота их заключается в другом — в логически ясной форме, отработанной в течение столетий. Богато орнаментированные серебряные с позолотой ковши еще в XVII веке стали использовать как именную наградную посуду. Их форма восходит к деревянным резным ковшам, имевшим распространение по всей России до конца XIX века, и напоминает собой стилизованную ладью или плывущую птицу. На Дону за успешное участие в войнах, ими награждалась главным образом войсковая старшина. Отдельные казаки, например Фрол Минаев, имели до 20 таких жалованных ковшей. Форма их за столетие не претерпела существенных изменений, отличие одного ковша от другого — лишь в деталях декора. Этому способствовала и массовая техника их изготовления — литье. Так, серебряный ковш, жалованный Петром I воеводе Ф.
И. Феофилову (1708) из Государственного Эрмитажа, по форме и композиции декора идентичен другому ковшу петровского времени, жалованному донскому атаману А. И. Лопатину. Фигурная ручка ковша украшена лиственничным орнаментом с картушем, где выгравирован профильный портрет Петра I; на дне его, в кругу, — рельефное изображение государственного герба России. По боковым сторонам ковша — гравированная надпись. Особый интерес представляет коллекция холодного оружия. Она отличается разнообразием типов сабель, неповторимостью их декоративно-орнаментального строя, впитавшего в себя мастерство разных народов. С древнейших времен и до конца XIV столетия холодное оружие было основным вооружением русского войска. Сабля же оказалась самой долговечной: она применялась вплоть до XX века включительно. Русские оружейники внесли свой вклад в совершенствование конструкции сабли, в технологию приготовления высококачественного металла для клинков, стали особой закалки — булата. Художественное оружие, сохраняя общие черты строевого, в основе своей декорировки продолжает национальные традиции прикладного искусства. Общеизвестны замечательные изделия тульских, златоустовских и сестрорецких оружейников. В старину в казачьих полках не было единого образца холодного оружия.