Автор статей по истории Новочеркасска и истории Донского казачества — Евгений Иванович Кирсанов, уроженец г. Сальска Ростовской области. Свое основное образование он получил в Ростовском государственном университете, окончив философский факультет в 1972 г. Затем преподовательская работа, общественная, хозяйственная. С 1993 г. работает управляющим концерна «Кавказ». Параллельно, в 1994 и 1995 г., окончил курсы «Менеджмента и маркетинга» и получил сертификаты в Открытом Британском университете (филиал в Новочеркасске). С университетской скамьи увлекался вопросами философии, истории, религии, права и т. д. С 1985 г. в свободное от работы время начал целенаправленно изучать историю казачества, а также религии и церкви на Дону. Проработав более 5 лет, закончил рукопись «Православный Тихий Дон», основанную на более чем 100 дореволюционных цензурированных церковью источниках. По независящим от автора причинам рукопись объемом до 20 печатных листов и собранные к ней иллюстрации пока не опубликованы. В начале 90-х годов, продолжая поиск материалов по истории религии, культуры, образования на Дону, Е. Кирсанов опубликовал в городской и областной прессе более 60 статей. Среди них материалы под рубриками: «Забытые имена», «Новочеркасский некрополь» (о городском кладбище»), «Военные учебные заведения на Дону», «Духовное образование на Дону», «Церкви Новочеркасска», «Казачий Круг» и др.
На экранах местного телевидения он подготовил и провел немало передач по истории Новочеркасска, в т. ч. 90-летему юбилею крупнейшего вуза нашего города и Юга России — Новочеркасского государственного технического университета (более известного как Новочеркасский политехнический институт). Среди его публикаций можно отметить также большую научную статью «Азовские походы Петра 1» (1695-1696 г.) в сборнике «Казачество», вып. 1 (Новочеркасск, 1992 г.). В этом же сборнике опубликована часть «Донского календаря», подготовленного Е. Кирсановым. Постепенно научный поиск Е. Кирсанова сконцентрировался на истории Новочеркасска, города, продолжившего славные боевые, культурные и иные традиции казачьего Черкасска. Два года упорного труда позволили ему подготовить и издать к 190-летию со дня закладки города (основан 18(30) мая 1805 г.) историко-краеведческий очерк «Новочеркасск» (рекламное агентство Дон-ЛБЛ, издательство — Северо-Кавказский научный центр высшей школы, Новочеркасск, 1995 г., тираж 10 тыс. В настоящее время Е. Кирсанов расширил и углубил поиск материалов по Новочеркасску и готовит большой труд по истории столицы Донского казачества. Умер 18 марта 2009 года в Новочеркасске. Население по данным статистики на начало 2014 года составляет 173 464 человека, на 18 тысяч человек меньше, чем в 1989 году, то есть наблюдается сокращение численности.
Однако в переписи не принимают участие иногородние студенты, которых в городе достаточно много. С давних пор Новочеркасск считается городом студентов (учится в разных учебных заведениях не менее пятой части проживающих). Живут они как в общежитиях, так и на квартирах, во флигелях, по трое, спят на двухуровневых кроватях. Студентом в Новочеркасске быть ой как трудно. Отношение людей к другу по большей части безразличное и даже хамоватое: редко кто пропустит на пешеходном переходе (а то и вовсе за малым не собьют и обматерят), уступит место старику в автобусе. Выходцам из культурных городов здесь первое время очень и очень непривычно. Несмотря на это большая часть населения имеет высшее образование. Даже продавщицы в продуктовых ларьках могут похвастать дипломом ВУЗа. Из-за обилия студентов, готовых задарма выполнять несложную работу, уровень зарплат на рабочие специальности на порядок ниже, чем в соседних городах. Исторически Новочеркасск строился на вершине холма, и от него расширялся вниз по склонам. Этот район в советское время назывался Первомайским. Позже появилась промышленная зона — крупные заводы, дома работников рядом с ними, социальная инфраструктура микрорайонов. С введением в эксплуатацию электростанции, обслуживающей весь город, появился и новый поселок энергетиков.
Близкое расположение к центру От Невского проспекта Новочеркасскую отделяет лишь мост Александра Невского. Поэтому доехать до центра можно буквально за считанные минуты. Конечно, без учета пробок и времени развода мостов. Станция открыта под названием «Красногвардейская» 30 декабря 1985 года в составе участка «Площадь Александра Невского-2» — «Проспект Большевиков». В проекте станция носила название «Заневская». Название «Красногвардейская» получила по советскому наименованию Новочеркасского проспекта (в 1983-1990 годах — Красногвардейский). В июле 1992 года получила современное название «Новочеркасская» по тому же Новочеркасскому проспекту. Начальник станции Волкова З. Станция не имеет наземного павильона, подуличный вестибюль расположен под Заневской площадью на пересечении Заневского и Новочеркасского проспектов. Вестибюль в комплексе с подземными пешеходными переходами выполнен по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, В. Г. Чехман и А. В отделке стен вестибюля использован мрамор красных тонов. Над эскалаторным ходом расположен подсвеченный витраж «Побеждающая революция» (художники В. П. Гусаров и В. Г. Под землёй, по всему периметру площади устроен общий замкнутый коридор шириной 6 метров с двенадцатью спусками с тротуаров и от трамвайных остановок.
Стены подземного перехода облицованы керамической плиткой. Над входами в переход надпись алюминиевыми буквами: «Станция Новочеркасская». На ночь доступ пешеходов в переход перекрывается металлическими решётками. Со стороны Невы коридор образует аванзал шириной 15 метров в котором размещаются встроенные торговые киоски и телефоны-автоматы. Из аванзала лестничный спуск ведет в собственно вестибюль — эскалаторный зал, к которому с двух сторон примыкают служебно-технические помещения. «Новочеркасская» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 61 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, В. Г. Чехман и А. С. Гецкина (институт Ленметрогипротранс). Тематика художественного оформления станции посвящена борьбе Красной гвардии Петрограда за Советскую власть. В облицовке путевых стен применён красноватый мрамор. Рисунок пола выложен из светло-серых гранитных плит с включениями мелких плит красного оттенка. По центральной оси станции подвешены семь люстр кольцевой формы. Внутри колец ранее были расположены трубчато-ленточные построения из анодированного алюминия, символизировавшие знамёна. Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в западном торце станции.