Новочеркасск — один из крупных южнороссийских городов. Он выделяется как своей славной историей, так и своим особым обликом: планировкой, архитектурой, уникальными памятниками. Новочеркасск задуман и основан в 1805 году как новая столица Области Войска Донского. Более века это был город донской элиты: войсковых атаманов и войсковой администрации, офицерства и чиновничества, центр просвещения и культуры. После 1917 года Новочеркасск стал оплотом ожесточенной борьбы казачества за свою самостоятельность, закончившейся массовым исходом казаков в эмиграцию. В советский период истории Новочеркасск развивался как крупный промышленный центр Ростовской области, город образования и науки. Его население увеличилось более чем в три раза и достигло 200 тыс. Город, живописно раскинувшийся на Аксайской возвышенности, и теперь сохранил свое лицо. С началом перестройки он обретает статус исторического центра возрождающегося казачества, а затем провозглашается мировой столицей казачества. Город привлекает как отечественных, так и зарубежных туристов. Первое, что видит человек, въезжающий в Новочеркасск, — это огромные триумфальные арки, воздвигнутые в честь участия донских казаков в Отечественной войне 1812 года.
Две одинаковые арки сооружены на въездах в город: одна — с западной, другая — с северо-восточной стороны — по проекту столичного архитектора А.И. Руска в 1817 году при жизни основателя города, прославленного донского атамана, героя Отечественной войны 1812 года, графа Матвея Ивановича Платова. Поднимаясь вверх no Платовскому проспекту с западной стороны, оказываемся на Азовской площади, в названии которой закреплена историческая память. Охраняя южные рубежи русского государства, донские казаки в течение нескольких столетий вели упорную борьбу за крепость Азов. Героическая страница истории донского казачества — знаменитое «Азовское сидение» (1641 г.), когда небольшой казачий гарнизон крепости выстоял против осаждавшего крепость многотысячного турецкого войска. Закладывая в 1805 году новую столицу донского казачества, М. И. Платов привлек к разработке генерального проекта известного военного инженера Ф.П. Деволана, который удачно привязал план города к естественному рельефу местности. Основу строгой классической планировки Новочеркасска составляют три его главных проспекта: Платовский, Ермаковский и Баклановский, соединенных большими площадями, от которых радиально расходятся улицы.
Единый план застройки города позволил избежать ее хаотичности и достичь выразительного ансамблевого решения. Самобытность архитектурному облику Новочеркасска придает сочетание зданий, выполненных в классических стилях, и типичных казачьих куреней. В центре площади расположен Михайло-Архангельский храм, построенный в 1870 г. В его облике преобладают черты «русского стиля»: луковичные главы, шатровое завершение колокольни, бочкообразные полуколонны. Одноименная деревянная церковь была перенесена из Старочеркасска, но стояла не здесь, а на соседней Старомихайловской площади, за базаром (ныне пл. Кирова). Отсюда, отслужив молебен, отправлялось в поход на войну с Наполеоном казачье войско. До революции в Новочеркасске насчитывалось, помимо домовых, четырнадцать церквей. Кроме православных храмов была еще лютеранская кирха и польский католический костел. Наряду с культовым назначением они выполняли еще и роль культурных центров. Например, в 1914 году в кирхе с концертами выступали артисты Большого театра Москвы, пел хор под управлением Листопадова A.M., известного собирателя донского фольклора. Теперь осталось восемь храмов и всем им возвращено их первоначальное назначение. Поскольку интенсивное строительство города началось со второй половины XIX века, в период господства эклектики, зданий такого стиля достаточно много.
Их архитектурному облику свойственно большое разнообразие форм и свобода выбора мотивов в отделке фасадов. Вот сомкнутые фасады двух внушительных зданий винодельческого завода Соколова на проспекте Платовском, 67 (ныне винзавод и военный госпиталь) с богатой, сочной лепниной, которые производят впечатление настоящей дворцовой архитектуры. И вовсе не провинциального, а прямо-таки столичного толка. Мощные гермы атлантов, поддерживающих карниз, лепные маски «сарматской царицы» мы встретим еще не раз в интерьере здания военного собрания на Московской улице. На пересечении Платовского проспекта и Московской улицы расположен административный центр Новочеркасска. В центре площади в 1853 году был воздвигнут памятник основателю города атаману М.И.Платову. Он был создан по заказу Войскового правления известными российскими скульпторами: академиками А.А. Ивановым, Н.А. Токаревым и П.К. Клодтом. В 1923 году статуя была утрачена. Памятник воссоздан в 1993 году московским скульптором А.В. Тарасенко. Стремительное движение булавы «вихорь-атамана» указывает на запад, куда он водил свои казачьи полки до самого Парижа. За Платовским сквером расположено двухэтажное здание в стиле классицизма — Атаманский дворец (ныне одно из зданий Музея истории донского казачества).