Игры, שחוק, в древности. Игры древних израильтян носили общественный характер и состояли, главным образом, из пения и танцев, которым молодежь особенно охотно предавалась. Танцы девушек и юношей обыкновенно устраивались в садах и здесь же предоставлялась молодым людям возможность свободного выбора подруг на всю жизнь (Суд., 16, 25 и сл.; I Сам., 18, 7; Иер., 30, 19; 31, 3). Игры собственно юношей заключались, главным образом, в метании стрел в цель, в подъеме тяжестей для развития мускулов и т. п. В царствование Ирода I, когда греческие и римские нравы проникли в еврейскую среду, по инициативе этого царя, но наперекор желаниям еврейских националистов, в Иерусалиме и во многих других городах Палестины возникли театры и амфитеатры, где еврейская молодежь предавалась гимнастическим упражнениям и играм и где по праздникам происходили даже бои с дикими животными (Флавий, Древн., ХVI, 5, §1; XVIII, 8, §1; 9, §6; Иуд. I, 21, §8; VII, 2, §1). И действительно, большая часть спортивных игр, которые упоминаются в Мишне, сохранила свои первоначальные греческие названия.
В Талмуде упоминаются и детские игры, которые, по-видимому, были также заимствованы евреями у греков и римлян. На первом месте стояла игра в мяч, כדור (Келим, 10, 4; 23, 1; 28, 1). Такой мяч из кожи, наполненный внутри бараньей шерстью (Маймонид и Гаи-гаон ad loc. Ряд детей, стоящих на известном друг от друга расстоянии, перебрасывают шар из рук в руки, стараясь избегнуть того, чтобы он упал на землю (Иер. Изображение игры в кожаный мяч находим на египетских памятниках (Uhlemann, Aegypt. Alterthumskunde, II, 309). Она была особенно популярна у классических народов, упоминается в римских источниках (Gallus, III, 96, 97). Галаха говорит о ней по поводу некоторых вопросов ритуальной чистоты (Келим, ib.), а также в уголовном праве (Санг., 77б). Схожие с игрою в мяч упражнения проделывались также евр. Р. Симон бен-Гамлиил II (первый век) во время празднования водоизлияния (в праздник Кущей) приводил всех в изумление своей поразительной ловкостью, подбрасывая и подхватывая одновременно восемь горящих факелов. Леви бен-Сисаи делал то же самое с восемью ножами.
Самуил показывал императору Сапору нечто подобное с восемью кувшинами вина. Аббаии упражнялся также перед своим учителем Раббою в перебрасывании восьми или, по другой версии, четырех яиц (Тосефта Сукка, IV; Иер. Не все законоучители, однако, одобряли это (Иер. Таанит, IV, 7). — Из детских игр можно упомянуть одну особенно характерную — к лапе саранчи привязывали нитку и на ней водили ее (М. Шаббат, IX, 7); после смерти насекомого его оплакивали (ibid., 90б), причем устраивали нечто вроде настоящих похорон (Иебам., 121б; ср. Лука, VII, 32). — Гимнастические упражнения также не чужды были евреям уже в довольно раннюю эпоху. Однако сооружение цирка в Иерусалиме во время сирийско-македонского периода вызвало неудовольствие со стороны известной части еврейского населения. Само по себе это учреждение, в котором юноши и пожилые люди упражнялись во всевозможных видах спорта, не могло возбудить какое-либо подозрение в народе. Но последний восстал главным образом против его официального характера, против его публичности и правительственного покровительства ему.
К тому же Язон, первый устроивший подобный цирк в Иерусалиме, своим личным поведением не мог содействовать популярности этого учреждения среди еврейского народа. Однако р. Симон бен-Гамлиил II посвятил 500 еврейских юоношей в тайны гимнастики, находя это полезным в сношениях с римскими властями (Сота, 49б; Б. Охотой занимался один только Ирод, известный своею склонностью к чужим обычаям (Иосиф Флавий, Иудейск. I, 21, §13). Само слово צניגי, κονήγιος, в значении охотника было настолько чуждо древним талмудистам, что амораи нашли даже нужным внести это новое слово для памяти в свои агадические списки (Хуллин, 60б). См. Музыка, Танцы, Театр, Пение. Азартные игры. — Этот род игр, по-видимому, был введен среди евреев лишь в побиблейскую эпоху, так как Библия о них ничего не говорит; они впервые встречаются в Мишне и Барайте. Более всего была в ходу игра в кости, צוניא, κύβος. Хотя эта игра была распространена в Египте, где ею развлекались не только в обществе, но и в семейном кругу, как видно из сохранившихся изображений на египетских памятниках и имеющихся в разных музеях египетских игральных костей (Uhlemann, Aegypt.