Сущность государственных инвестиций, их структура и значение

В качестве ключевого препятствия реформированию экономики и отказу от сырьевой ориентации, как правило, представляется недостаточно привлекательный инвестиционный климат и слишком высокий уровень инфляции, что и не позволяет осуществлять масштабные инвестиции в экономическое развитие: в модернизацию высокотехнологичных производств и создание новых, оснащенных самыми современными техникой и технологиями, предприятий. Например, в Российской Федерации пока только планируется создание полноценной системы государственного поощрения и страхования отечественных ПИИ по образцу развитых стран, где давно осознана необходимость стимулирования зарубежных капиталовложений компаний среднего размера, часто избегающих самостоятельного выхода на внешние рынки, особенно в качестве инвесторов в развивающихся странах с их высокими политическими рисками (даже при наличии особо благоприятных условий для развития бизнеса из-за низкой конкуренции). Однако при всей целесообразности отдельных эффективных мер государственной экономической политики, особенно в условиях низкой эффективности ведения бизнеса многими частными российскими финансово-промышленными группами необходимо воздержаться и от чрезмерного усиления государства в экономике. Застав врасплох отечественные ТНК, кризис выявил неэффективный экстенсивный характер их стратегии, равно как и системные пороки всей российской экономической модели. Вместе с тем ни поддержка средних частных компаний, ни совершенствование стратегии государственных ТНК, на наш взгляд, не изменят ситуацию кардинально, если характер инвестиционной экспансии крупных российских частных ТНК останется прежним.

Однако в целом, если в странах базирования ТНК все чаще ставится вопрос о необходимости налогообложения оттока прямых инвестиций, то в принимающих странах (особенно развивающихся и странах с переходной экономикой) чаше проводится политика создания дополнительных стимулов для привлечения прямых зарубежных инвестиций. В принимающих странах кроме сопротивления со стороны местных производителей, которые не в состоянии успешно конкурировать с ТНК, особые опасение вызывают сами масштабы деятельности ТНК. Крупный мировой экономический кризис застал врасплох не только отечественные ТНК с их экстенсивной экспансией, выражавшейся преимущественно в скупке любых доступных профильных зарубежных активов ради повышения имиджа как глобальных спекулянтов и привлечения дополнительных финансовых средств под дальнейшее расширение бизнеса без его кардинальной структурной перестройки. Ведь часто небольшие, но ранее недоступные российским ТНК зарубежные компании способны обеспечить «прорывные» технологии, создать условия для достижения синергетических эффектов, оптимизировать структуры глобальных производственно-сбытовых цепочек и т.п. Осуществленные в таких условиях российскими компаниями ПИИ стали бы в большей мере использоваться для привлечения на их предприятия в РФ новых технологий (разработок), совершенствования структуры производственно-сбытовых цепочек и решения других задач, нацеленных на усиление конкурентных позиций отечественных ТНК. По нашему мнению, главная проблема созданной в РФ модели экономики — не в либерализме как таковом, а в том, что она по большей части представляет собой набор слабо согласующихся друг с другом элементов.

1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. Целесообразным представляется при определении приоритетов капитальных вложений в основное производство, социальную и производственную инфраструктуры исходить из главного критерия — показателя эффективности инвестиций. Однако, в отличие от ведущих экономических держав, в российском обществе еще не укрепилось осознание того факта, что в условиях глобализации приобретение или создание национальными компаниями зарубежных активов становится одним из ключевых элементов выживания в конкуренции с ТНК из других государств. Однако, несмотря на это, ТНК часто встречаются с серьезной оппозицией. Хотя значительная часть ПИИ была связана с перераспределением собственности в самой Российской Федерации (с привлечением зарубежных оффшоров), покупкой заграничной недвижимого имущества и тому подобными сделками, капиталовложения зарождающихся российских транснациональных корпораций (ТНК) также были внушительными. Таким образом, неизбежное в ближайшие несколько лет ослабление зарубежной инвестиционной активности российских компаний может остаться свидетельством неэффективности их экстенсивной экспансии. Для изменения характера российской инвестиционной экспансии, безусловно, необходима реализация полноценной государственной политики стимулирования экспортирования отечественных прямых капиталовложений.

Правительство (а в последние годы — и правящее большинство в парламенте) на протяжении всех этих лет отказывается вкладывать средства в модернизацию машиностроения и высокотехнологичных производств, объясняя это неэффективностью государственных капиталовложений, а также идеологической недопустимостью возврата к государственной экономике. В частности, в 2009 г. на базе государственной корпорации «банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» планируется создать специальное Агентство по страхованию экспортных ссуд и инвестиций. Основные претензии к ТНК в странах базирования заключаются в экспорте рабочих мест, что ведет к сокращению занятости, и в уклонении с помощью зарубежных филиалов от уплаты налогов, что наносит ущерб госбюджету. В результате, в отличие от новых индустриальных стран, где формирование конкурентоспособных ТНК стало следствием структурной перестройки национальной экономики, транснационализация российского бизнеса реализуется при сохраняющейся специализации страны преимущественно на поставках на внешние сырьевые рынки и низкотехнологичной продукции «старых» отраслей. Тем не менее, до сих пор не поздно начать создавать условия для модернизации отечественной экономики, изменения ее преимущественно сырьевой специализации на внешних рынках, сильной зависимости от состояния мировой конъюнктуры. В данном случае приветствовать можно в основном лишь ликвидацию запаздывания в развитии внешних инвестиционных связей, вызванного изоляционистской политикой советского периода. Старт стремительной транснационализации бизнеса был положен в результате серьезных политических сдвигов — краха советского режима и коренной ломки методов хозяйствования (хотя финансовые условия для масштабного экспортирования ПИИ появились лишь к концу 1990-х годов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *