YouTube (ютуб, ютьюб), мультиязычный видеохостинг, позволяющий просматривать видеоролики, делиться ими, комментировать, добавлять в избранное и др. Благодаря технологии Flash Video видеохостинг позволял хранить и передавать видео в высоком качестве при небольшом объёме расходуемого трафика. В 2015 г. платформа заменила стандартный Flash Player на HTML5-плеер. На 2023 г. YouTube занимает 2-е место в мире по количеству и частоте посещений сайта, аудитория видеохостинга составляет более 2,7 млрд человек в месяц (Youtube Users Statistics 2023). С 2006 г. официальный владелец YouTube — компания Google. Будучи коммерческой платформой, YouTube выступает площадкой для рекламы и продвижения контента. YouTube изменил цифровое поведение людей, способствовал появлению новых лидеров мнений, трансформировал характер рекламы и журналистики. Существуют разные версии того, как возникла идея создания сервиса. Наиболее распространённая заключается в том, что бывшие сотрудники PayPal, Ч. Хёрли и С. Чен, во время вечеринки захотели поделиться видео с приятелем Дж. Каримом. Размер видеоролика оказался слишком большим, поэтому его не удалось отправить.
Молодые люди задумались о запуске собственного проекта — видеохостинга, где каждый бы мог не только делиться видео с друзьями, но и находить ролики на любую тему. Логотип YouTube.Логотип YouTube.Было сложно понять, как позиционировать и продвигать проект. Хёрли и Чен выбрали формат сервиса для знакомств. Согласно их задумке, одинокие люди должны были выгружать на сайт свои видеоанкеты и искать партнёров. Дата создания домена соответствовала концепции проекта: YouTube был зарегистрирован 14 февраля 2005 г., в День всех влюблённых. Технической частью сайта занимались Хёрли и Чен, а за оформление и дизайн отвечал Карим. Язык программирования, выбранный для сайта, — Python и Go (Golang). За основу был взят сайт Facebook (принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации). У нового портала для знакомств был лозунг «Включайся, встречайся! » (англ. «Tune in, hook up!»). Запуск публичной бета-версии YouTube состоялся 23 апреля 2005 г. (Koebler.
2015). Первым тестовым видеороликом, который появился на YouTube, — «Я в зоопарке» («Me at the Zoo») — поделился Карим. Первоначальная концепция YouTube как сервиса для знакомств не оправдала себя: пользователи не делились своими анкетами. В 2005 г. основатели площадки разместили рекламу на сайте электронных объявлений Craigslist в Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе, в которой предложили женщинам гонорар 20 долл. Никто не захотел принять это предложение. Пользователи делились роликами любой тематики, но не видеоанкетами в целях знакомства. Таким образом, аудитория сама определила вектор развития площадки (Koebler. К официальному запуску платформы в декабре 2005 г. на YouTube было порядка 2 млн просмотров видеороликов в день, а во 2-й половине 2006 г. этот показатель достиг 100 млн (Глинкин. 2019). В апреле 2006 г. с резким приростом аудитории началась интенсификация инвестиционного потока в компанию YouTube: его общий объём составил порядка 12 млн долл. Хотя с середины 2000-х гг. развивались аналогичные проекты, YouTube набирал бо́льшую популярность, поскольку превосходил их по возможностям.
Так, в 2005 г. конкуренты платформы устанавливали лимит объёма файлов для загрузки на одного пользователя: Vimeo — 20 Мб, Sharkle — 40 Мб, ClipShack — 100 Мб. YouTube и Google Video не ставили подобных ограничений, однако на последнем была обязательная модерация перед публикацией. Сооснователь YouTube, Карим, утверждал, что залогом успеха сайта стали 4 ключевые черты (Burgess. Рекомендации — список похожих видео. Возможность отправить ссылку на видео по электронной почте. Возможность оставлять комментарии под видео. Встраиваемый в другие сайты видеоплеер с видео, выложенным на YouTube. Этот функционал отражал стремление YouTube стать не просто видеохостингом, а сервисом по распространению видео и коммуникации людей. Осенью 2006 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве с глобальными звукозаписывающими корпорациями: Sony BMG, Warner Music Group и Universal Music Group. В 2006 г. стало известно, что компания Google во главе с Э. Шмидтом намерена купить видеохостинг YouTube в форме обмена акциями на сумму 1,65 млрд долл. Согласно предложенным условиям, платформа должна была сохранить своё название и бренд, а переход к Google означал «естественное партнёрство» и инвестиции в развитие площадки (Google buys YouTube for $1.65bn).
После того как Google выкупил YouTube, должность генерального директора до 2010 г. продолжал занимать Хёрли, которого сменил С. После сделки с Google сервис вышел на новый уровень. В 2007 г. YouTube стал коммерческой платформой, которую можно использовать в качестве инструмента для заработка и монетизации видеороликов. В августе 2007 г. на площадке запустилась первая реклама от Google. В том же году YouTube начал сотрудничество с CNN, благодаря чему в ходе американской президентской кампании 2008 г. на платформе развернулись дебаты, а в дальнейшем были созданы каналы кандидатов. В 2007 г. сайт был адаптирован под мобильную версию, а в 2010-2012 гг. были выпущены мобильные приложения на платформах iOS и Android. В октябре 2009 г. видеохостинг был удостоен высшей награды в медиасреде — премии Пибоди. В 2010 г. на YouTube появилась возможность смотреть ролики в формате 4K с поддержкой технологии IMAX, что связано с доступом к просмотру кинофильмов, релиз которых происходил на платформе (Sarukkai.