Статья 43 Конституции РФ содержит целый ряд базовых принципов организации системы образования в Российской Федерации. К таким принципам можно отнести то, что Российская Федерация устанавливает ФГОС, поддерживает различные формы образования и самообразования. Таким образом, само понятие ФГОС заложено уже на уровне Конституции РФ, и законодатель не вправе отказаться от такого инструмента регулирования содержания образования, как ФГОС. С юридической точки зрения ФГОС (и ФГТ) представляет собой подзаконный нормативный правовой акт, принимаемый уполномоченным федеральным органом государственной власти, который имеет установленное законом содержание и определяет требования к содержанию соответствующей образовательной программы образовательной организации и условиям ее реализации. Нормативное правовое регулирование ФГОС в Законе об образовании во многом идентично уже сложившемуся на момент его принятия нормативному правовому регулированию. В соответствии со ст. 2 Закона Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Согласно Закону об образовании ФГОС, за исключением ФГОС дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности независимо от формы получения образования и формы обучения.
Фактически это означает, что именно требования ФГОС должны быть положены в основу требований к оценке подготовки обучающихся и оценки качества образховательной деятельности в образовательной организации. И тем самым именно требования ФГОС могут быть положены в основу оценки качества образовательной деятельности в образовательной организации. Порядок разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ. В настоящий момент данные вопросы регламентирует постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений». Данный документ предполагает привлечение к разработке ФГОС широкого круга лиц, создание специального совета Минобрнауки России для рассмотрения проектов стандартов, заблаговременное размещение проектов стандартов для всеобщего сведения и проведение их независимой экспертизы, что должно обеспечить качество стандартов и гарантировать учет мнения общественности и экспертов при их разработке. Помимо того, что ФГОС определяет обязательные требования к образованию конкретного уровня и тем самым является инструментом обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации, стандарт также ложится в основу разработки как непосредственно образовательных программ конкретных образовательных организаций, так и разработки примерных основных образовательных программ.
Законом об образовании определяется, что ФГОС устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся, определяются и сами возможные формы обучения и формы получения образования. Для различных форм обучения, образовательных технологий и отдельных категорий обучающихся, таким образом, стандартом могут быть установлены разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ, если законом не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с ФГОС. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных па территории республики, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик в соответствии с законодательством республик. Преподавание и изучение государственных языков республик в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с ФГОС. Граждане России имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с ФГОС. Согласно ст. 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» Закона об образовании нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или включаются в ФГОС специальные требования. Возможность специального регулирования требований к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием либо отдельного ФГОС, либо установления специальных требований к образованию таких лиц в общем стандарте необходима для обеспечения государственных гарантий реализации прав таких лиц в сфере образования. В сфере начального общего образования приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 утвержден отдельный ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Часть 10 ст. 11 Закона об образовании содержит также важное исключение из обязательности требований стандартов.