Основы работы в 3D редакторе FreeCAD. В этом сообщении речь пойдёт о простом, надёжном, бесплатном 3D редакторе, используемом нами для моделирования деталей роботов — FreeCAD. Возможно, рассказ может показаться излишне подробным, но я это делаю намеренно, чтобы эту статью можно было использовать в качестве инструкции для тех, кто не является «уверенным пользователем». Для начала установим FreeCAD. Дистрибутив программы для Windows можно скачать здесь. Лучше устанавливать стабильную версию. Счастливым обладателям Linux рекомендую установить FreeCAD из репозиториев. Запустим редактор, настроим его для работы. Сначала выберем рабочий стол: Вид-Верстак-Part. Создадим новый файл, слева увидим окна дерева документа, просмотра свойств и комбо панели. Закроем, кликнув мышкой в правом верхнем углу, окна дерева документа и просмотра свойств, оставив лишь комбо панель. Далее нажимаем Файл-Сохранить как, сохраняем проект под именем «Тест». Теперь рассмотрим инструменты, которыми будем пользоваться. Они располагаются в верхней части окна. С их помощью мы сможем переключаться между видами и проекциями. Слева-направо: Аксонометрический вид, Вид спереди, вид сверху и так далее. Как видно, здесь представлены объемные фигуры: Куб, Цилиндр, Шар, Конус, Тор, а также кнопка создания примитивов.
С помощью этих инструментов можно создать соответствующие объекты. Нажмем на кнопку «цилиндр». На рабочем поле появился цилиндр, а в окне «модель» слева, появилось дерево, вверху название модели, в состав которой входит цилиндр. Потренируемся переключать виды модели, сверху, спереди, вернем аксонометрический вид. Теперь рассмотрим, как осуществляется навигация с помощью мыши. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание: вращение, сначала нажать среднюю кнопку мыши (СКМ), не отпуская ее нажать левую, удерживая обе кнопки, вращать объект, двигая мышью. Потренируемся выбирать объект, вращать, перемещать, изменять масштаб. Чтобы вернуть объект к стандартному виду, нажмем кнопку «Аксонометрический вид». Нажмем в этой же группе инструментов кнопку «Создание параметризованных геометрических примитивов». Как видите, можно создавать еще несколько разных объектов, выберем из раскрывающегося списка призму. Нажмем кнопки «Создать» и «Закрыть». Как мы видим, внутри цилиндра появилась призма. Теперь займемся изменением параметров объектов. В верхнем окне комбо панели выделим левой кнопкой мыши (ЛКМ) цилиндр, в окне внизу выберем вкладку данные.
Теперь в окне данных кликнем ЛКМ на значение параметра Radius и наберем на клавиатуре значение радиуса цилиндра 4,5mm. Кликнем ЛКМ на значение параметра Height (высота) и введем значение 5,5. Как видим, размеры цилиндра на рабочем поле изменились. Теперь выделим ЛКМ в верхней части комбо панели призму. Важно: необходимо не забывать выделять в этом окне объект, с которым предполагается работать, потому что все параметры, размеры, местоположение все будет меняться в окне данных для выбранного объекта. Для призмы изменим сначала количество граней. Для этого кликнем ЛКМ на значение параметра Polygon и введем значение 5. Далее изменим положение призмы. Для этого в нижней части панели кликнем на значение Placement и нажмем на появившуюся с правой стороны окошка маленькую кнопку. Открылось окно изменения положения объекта. В окошке координаты Х введем -2, в окошке координаты Y введем -2,5, что приводит к смещению призмы по осям Х и Y на соответствующее количество миллиметров. Затем выберем из раскрывающегося списка Ось параметр Ось Y, введем угол наклона 17 градусов.
Нажимаем на кнопки «Применить» и «Ок». И, наконец, рассмотрим третью и последнюю группу инструментов, из тех, которыми мы будем пользоваться — группу логических операций с объектами. Слева-направо: Булевы операции, вычитание, сложение, пересечение и т.д. Рассмотрим первые 4 операции и начнем со сложения. В левом верхнем окне комбо панели выделим ЛКМ с нажатой кнопкой shift обе фигуры, призму и цилиндр. Нажмем на кнопку «Сложение». В итоге получился один объект — Fusion — результат сложения. Теперь отменим последнюю операцию, нажав Ctrl-Z. Объект исчез с экрана! Фигуры Призма и Цилиндр появились в комбо-панели, но надписи неактивны, серого цвета. Просто они стали невидимыми. Чтобы вернуть видимость объекту, нужно выделить фигуру в комбо-панели и нажать «пробел». Поступить так с обоими фигурами. Чтобы сделать объект невидимым, нужно действовать так же — выделить и нажать «пробел». Теперь, когда фигуры стали вновь видимыми, применим операцию «вычитание». Для этого сначала выделим в комбо панели фигуру из которой будем вычитать — Цилиндр, затем, зажав Ctrl, выделим фигуру, которую будем вычитать — призму, нажмем на кнопку вычитания («выполнить обрезку двух фигур»).