Мое воскресное утро началось с письма редактора Kaspersky Daily. «Денис, ты когда-то давно написал для нашего блога об играх для развития детей. Этот пост до сих пор в топе самого популярного контента. Сейчас тема стала еще более актуальной — миллионы семей пытаются мирно сосуществовать в самоизоляции. Не хочешь обновить пост? У нас нет рабочих и выходных дней — вместо них возникло что-то новое, гибрид. Мы строго выполняем наши детсадовские-школьные-рабочие задачи, но вместе с тем освободилось много времени, которое раньше тратилось на перемещение в пространстве. В общем, даром что сегодня воскресенье, сейчас я напишу этот пост — и только потом переключусь на занятия, более свойственные выходным. С момента написания старого поста прошло больше четырех лет. За это время много чего успело произойти: специалисты изобрели новые обучающие методики, разработчики выпустили новые приложения. Что не изменилось, так это мое отношение к компьютерным играм. Все электронное надежно прописалось в жизни людей, и отрицать, а тем более противодействовать новым реалиям равнозначно стратегическому поражению в будущем наших детей.
Бороться бессмысленно — нужно возглавить и управлять. Не в наших силах изменить факт усиления синергии «человек — компьютер», но в наших силах показать детям, зачем компьютеры существуют. Показать, кто кому служит — кто хозяин, а кто слуга. Не дать компьютерам поработить себя, но брать у них лучшее для повышения качества жизни, при этом не утрачивая душу и способность к живому общению. Запретный плод сладок. Неконтролируемое потребление запретного плода чревато девиациями, асоциальным поведением и деградацией. Избежать этих последствий можно, лишив плод статуса запретного. Кушайте его вместе! Соблюдая дозу, сознательно выбирая жанр и рассказывая детям про основы взаимоотношений с умными устройствами (в том числе, конечно, о правилах кибербезопасности). Нынешний период самоизоляции — самое время этим заняться. Предлагаю вашему вниманию десять (на самом деле даже гораздо больше) мобильных игр и действительно интересных обучающих приложений, в которые мы с моими детьми с удовольствием погружаемся и набираемся уму-разуму. 1. Что там внутри? Как оно все устроено и почему работает так, а не иначе? Эти и еще миллион и тридцать шесть тысяч других естественнонаучных вопросов роятся в голове у всех детей, регулярно выплескиваясь на родителей — а они сейчас, как известно, дома работают, и отвлекаться им не всегда удобно.
Но — ура-ура! — в мобильных магазинах есть чем утолить этот голод! Что там в космосе? Взбодрить серое вещество мозга полезно не только детям, но и взрослым. Признаюсь: «Бредусы» (а также их приквел «Ребусы» и английская версия REBUS) — это мое любимое занятие в авиаперелетах. Ничто так не укорачивает время в пути, как (цитирую аннотацию к игре) «игра, заставляющая ваши извилины кучерявиться и щекотать черепную коробку изнутри. Каждый разгаданный ребус сделает приятный щелчок в мозгу». Над некоторыми задачками можно проводить в раздумьях дни и недели. Другие щелкаются как орехи одна за другой. Но вместе они прекрасно развивают нестандартное мышление и комбинаторику. А для самых маленьких у разработчика есть AZZL — правда, только для iOS. Аркады… А тем более древние аркады. О, сколько ностальгических воспоминаний вызывают такие «теплые ламповые» названия, как, например, Digger, Lode Runner, Tetris и PAC-MAN! Игры, разменявшие четвертый десяток, до сих пор живее всех живых, потому что гениальная игровая динамика навсегда остается гениальной, ей все возрасты покорны. И спасибо тем добрым людям, которые портировали «старое-доброе» на «новое-умное».
CHUCHEL. Во-первых, это очень красиво. Игры чешской студии Amanita Design отличаются потрясающей проработкой мельчайших деталей, замечательными, неожиданно рельефными персонажами и гипнотическими волшебными мирами. Во-вторых, в духе классических квестов 80-х и 90-х годов эта игра элегантно заставляет детские шарики заходить за ролики и ломать привычные стереотипы решения задач. В-третьих, если вам не хватило CHUCHEL и хочется еще, то продолжайте играть в другие игры той же студии — Samorost 3, Machinarium, Botanicula и Pilgrims (для самых маленьких). Именно так! В игре Pavilion главный герой побуждается к действиям при помощи разнообразных потусторонних знаков. Из-за этого разработчики ловко спозиционировали приложение как «приключенческий пазл от четвертого лица». Одно это вызывает любопытство и подогревает готовность заплатить четыре бакса! Скажу честно, мы не пожалели! В 2019 году нам обещали выпустить вторую часть Pavilion, но увы, ее до сих пор нет и не предвидится. Продолжаю тему красивых приключенческих квестов — Lumino City. Эту игру можно было бы поставить в списке «и другие» под Pavilion, но не могу, просто невозможно!