Развивающий потенциал игрушки и игровых пособий в развивающей предметно-пространственной среде детского сада по ФГОС ДО

Вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольных учреждений на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Обеспечение среды максимальной реализации образовательного потенциала. Доступность среды, которая предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Организация развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому необходимо обогатить среду игровыми средствами так, чтобы они стимулировали познавательную, эмоциональную, творческую, двигательную активность. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ игровыми средствами и пособиями.

Очень часто мы наблюдаем, что предметно-развивающая среда в группе перенасыщена всевозможными игровыми пособиями и игрушками. Эффективность и насыщенность развивающей среды подразумевает не в изобилии игровых средств в группе, а возможность вариативного использования одних и тех же игрушек с учетом стимулирования познавательной и двигательной деятельности детей. Допустим с одним и тем же игровым пособием можно поиграть в различных центрах активности или совершать с ней различные игровые действия. Возьмем для примера куклу. С точки зрения речевого развития, можно разговаривать с ней, почитать ей книгу. Познавательное развитие — изучить части тела, одеть куклу по сезону. Художественно-эстетическое развитие — изобразить куклу с помощью разных видов деятельности (слепить, нарисовать, раскрасить, сделать аппликацию). Таким образом, каждая игрушка должна нести развивающую функцию. Развивающие возможности игрушек в предметно-пространственной среде характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала». Что такое развивающий потенциал? Развивающий потенциал — это возможности, в которых растет и развивается ребенок. Чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности детей.

Развивающий потенциал игровых средств и пособий можно рассмотреть через несколько степеней. Чем больше количество заданий с использованием игрушки, тем выше развивающий потенциал. Это означает, что чем чаще ребенок взаимодействует с той или иной игрушкой и выполняет с ней различные игровые действия (сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно), тем лучше он знает где и как его применить. «высота», тем выше развивающий потенциал игровых пособий в предметно-развивающей среде. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом: на основе какого-либо пособия можно сформулировать несколько заданий, причем задания должны быть разного уровня сложности (от простого к сложному). При такой неравномерности заданий ребёнок может легко справится с одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны и он сможет справиться с ними только с помощью взрослого. Степень «открытости» — существуют такие игрушки в развивающей среде, которые стимулируют творческую активность и ребёнка и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования игрушек, тем выше их развивающий потенциал.

Степень универсальности — возможность применять игровые средства в предметной среде для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал. Например, игрушка пирамидка может использоваться и в физическом развитии (быть ориентиром для двигательной активности), и в познавательном развитии (развитие сенсорной культуры, могут использоваться как цветовые схемы признаков объектов природы, овладение умениями сравнивать, приемами наложения и приложения и т.д.), и в речевом развитии (описание игрушки, разучивание художественного произведения), и в художественно-эстетическом развитии (цветовая гамма, изображение пирамидки с помощью различной деятельности — рисование, лепка, аппликация). «Автодидактичность» — свойство игрового средства, которое «указывает» ребёнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал игровых средств и пособий в предметно-развивающей среде. Они «подсказывают», какие игровые действия с ними можно производить, что отвечает воспитанию самостоятельности в игре. Ребёнок сам догадывается о способе действий с игрушкой и учится через собственные действия и ошибки находить поиск правильного решения задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *