Дидактические игрушки: что это, зачем нужны и как подобрать для ребенка

Дидактические игрушки — это игрушки, способствующие развитию ребенка, его психических процессов: мышления, воображения и т. д. Обычно к ним прилагается инструкция, поэтому сначала ребенок знакомится с игрушкой под наблюдением взрослого. Материалы подбираются в соответствии с возрастом. Игрушки помогают дошкольникам лучше усваивать материал занятия. Взаимодействовать с ними можно индивидуально или коллективно. Развивающие игрушки вводят на первом году жизни ребенка. С их помощью младенец учится мыслить и взаимодействовать с предметами. Основная цель — повышение познавательной активности. Игры организовывает родитель или педагог-воспитатель. Интеллектуальные задачи в каждом возрасте меняются. Игрушки стоит чередовать, чтобы поддерживать интерес ребенка. Каждая дидактическая игрушка содержит в себе обучающий элемент. Например, складывая конструктор, ребенок не только развлекается, но и знакомится с цветами, становится более внимательным и сообразительным. При этом ошибочно говорить, что дидактическая игра — процесс взаимодействия с дидактической игрушкой. Для дидактической игры могут использоваться предметы быта, природные материалы, загадки и другие средства, не являющиеся игрушками. Один и тот же предмет может выполнять несколько задач в зависимости от возраста ребенка.

Например, для младенца пирамидка — средство психического развития, она дарит яркие эмоции. В 2 года ребенок с ее помощью начинает знакомиться с целым и его частями, учится целенаправленным действиям. Музыкальные игрушки учат воспринимать отдельные звуки, различать их высоту, длительность и другие характеристики. Ребенок начинает узнавать знакомые мелодии, в нем пробуждается любовь к музыке, пению и танцам. Конструкторы и наборы для строительства способствуют интеллектуальному и творческому развитию. Они могут быть тематическими или универсальными. В первом случае ребенок составляет задуманный производителем объект из имеющихся деталей, инструментов, крепежей. Во втором он сам продумывает способы соединения элементов. Иногда к развивающим относят образные, технические и театрализующие игрушки, используемые в дидактических целях. Они воплощают образ животного, предмета или человека. При взаимодействии с ними у ребенка возникают познавательные вопросы, расширяются представления об окружающем мире. Полезны игрушки-самоделки. Дошкольник учится работать с определенным материалом, проявляет себя, учится воплощать свой замысел. Наиболее чаще в продаже встречают бумажные наборы для творчества. Если предмет создается в подарок, это формирует социальные мотивы поведения ребенка.

Для нанизывания. Это предметы разной формы с отверстием под шнурок или стержень. Распространенная разновидность — пирамидка. Для прокатывания. Наборы выполнены в форме горок, стучалок. Используются объемные геометрические фигуры, которые также пригодятся для игр на соотнесение или группирование. Для вкладывания или накладывания. Музыкальные. Популярны детские музыкальные инструменты, а также игровые панели с клавишами, при нажатии на которые слышны голоса животных или другие звуки. Головоломки. В детском саду активно используются лабиринты, складные картинки. Сборно-разборные игрушки, в том числе матрешки, строительные наборы. Некоторые современные педагоги относят к дидактическим игрушкам гаджеты со встроенными обучающими программами и развивающие компьютерные игры. Развивающие игрушки для детей раннего возраста помогают овладеть основными движениями, способствуют сенсорному развитию. Упражнения проводятся в увлекательной форме, игры основаны на цвете, форме или размере игрушки. Наибольшую эффективность имеют занятия, во время которых рядом с ребенком находится взрослый. Он объясняет правила, рассказывает что-то новое. Обязательно называть материал, цвет и другие характеристики предмета, чтобы развить любознательность ребенка.

Основные принципы дидактических игр — постепенность и последовательность. Дети гораздо лучше усваивают информацию об окружающем мире во время практических упражнений. Им полезно сооружать конструкции из кубиков, пользоваться детскими орудиями труда, собирать и разбирать складные игрушки. Стоит обращать внимание на оформление игрушек. От него зависит, будет ли у ребенка хороший вкус, разовьется ли любовь к прекрасному. Первые дидактические игрушки в жизни ребенка — погремушки и подвески. Младенец начинает знакомство с окружающим миром, учится хватать предметы. Погремушка должна быть легкой и удобной, чтобы удалось сжимать ее и трясти. С 5 месяцев вводят игрушки, направленные на развитие мелкой моторики, например, подвески на пружинках, которые можно зажать пальцами и потянуть на себя. В 7 месяцев ребенок уже способен нанизывать и вкладывать детали, а в 8 — манипулировать сразу двумя игрушками. Изучение окружающего мира продолжается. Ребенок знакомится с количеством: определениями «один», «много» или «мало». Игрушки совершенствуют мелкую моторику и координацию движений. Игрушки для нанизывания сохраняются, но увеличивается количество составляющих: допустимо использовать пирамидку с 10 кольцами. Начинается группировка игрушек по сходным или отличительным признакам.

Например, можно отделять красные шары от синих. Используется конструктор с деталями среднего размера. Для игры в кубики достаточно 6 штук. Вводятся музыкальные игрушки. Детям нравятся барабаны, ксилофоны, бубны. Важен чистый звук, чтобы у ребенка развивались слух и чувство ритма. В этот период ребенок стремится к самостоятельности, поэтому особенно актуальны наборы для конструирования, строительства. Игрушки из предыдущего периода сохраняются, однако увеличивается количество элементов. Дети учатся обобщать и сравнивать. При поддержке взрослого посильной будет печатная игра «Парные картинки». В возрасте до 3-х лет ребенку сложно использовать дидактические игрушки без поддержки взрослого. Каждый раз родитель или педагог должен подобрать средство, поставить цель, проконтролировать выполнение и оценить результат. Начинать следует с игрушек, направленных на сенсорное развитие. Их используют регулярно, не реже 1 раза в неделю. Простейшими считаются наборы для нанизывания, вкладывания. Наборы более сложного уровня присоединяют тогда, когда ребенок овладел предыдущим. Дети до 3-х лет еще не способны на волевые усилия. Поэтому занятие эффективно только в том случае, если игрушка привлекла ребенка, взаимодействие с ней вызывает у него радость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *