Counter-Strike: Global Offensive — одна из самых доступных игр для обывателя. При этом баланс в ней меняется не так часто, как в League of Legends или Dota 2. На некоторых картах играют так долго, что участники знают все возможные тактики и стратегические ходы наперед. Но командам всё равно удаётся придумать что-то новое, подстроиться под соперника и навязать свой темп. Лучшие всегда умеют удивлять. Аналитик студии StarLadder Александр Петрик объяснил «Чемпионату», как выстраивается игра и на что зрителям следует обращать внимание при просмотре матчей. Ещё со времён Counter-Strike 1.6 ничего в этом плане не меняется. Роли отличаются в зависимости от стороны. «Опорники». Обычно на карте их 2. Каждый железно прикреплен к своей точке, где должны устанавливать бомбу (на игровом жаргоне «плент»). Уходит с него в последнюю очередь (только если на противоположном «пленте» спалился игрок с бомбой). Его задача — сдерживать выход соперника, вовремя дать информацию о выходе на «плент», сделать как можно больше фрагов (убить как можно больше противников) либо дождаться подмоги.
Ценятся опорники, способные во время выхода противника размениваться в плюс (т.е. либо дать два фрага и умереть, либо дать фраг и выжить). Характерные представители: Эпитасио TACO де Мело (SK), Егор flamie Васильев (NaVi), Бектияр fitch Бахытов (Gambit). «Хелпующие» (саппорты). Они действуют в связке с опорниками/снайперами/другими игроками, пытаясь с минимальным риском для жизни помочь сделать фраги. Чаще всего на этой роли действуют капитаны. Откидывать флешки (световые гранаты), выходить на размен, аккуратно собирать информацию — это про них. Яркие представители: Андрей Blad3 Городенский (Flipsid3), Фатих gob b Дейк, Никола LEGIJA Нинич (BiG), Лукас glaive Россандэр (Astralis). Активные снайперы могут часто менять позиции и всегда действуют агрессивно (Габриэль FalleN Толедо, например), а есть стоячий тип снайперов, редко позволяющий себе отчаянную агрессию (Николай device Ридтц и Тайлер skadoodle Лэтхем). В комбинировании этих трёх ролей, игровых стилей и заготовок и заключается смысл игры. «Энтри-фраггер» (открывающий, энтри) — тип игрока, постоянно действующий агрессивно, первый выходящий на перестрелки.
Ему важна координация с «хелпующими», потому что без грамотных флешек и другого взаимодействия «энтри-фраггер» чаще будет «энтри-фрагом». Примеры: Дан apEX Мадесклер (G2), Фернандо fer Альваренга (SK). «Люркер» — полная противоположность «энтри-фраггера». Во время массовых выходов его команды на какой-то из «плентов» он действует бесшумно в другой части карты, охотится на перетягивающихся игроков защиты, ловит момент для того, чтобы зайти в спину не ожидающему его противнику. Это целое искусство, особенно когда твой противник знает, что ты зайдешь в спину, а ты знаешь, что твой противник знает. RiGhT Алесунд, но потом он перестал так играть. Примеры сегодня: Винсен Happy Шопенгауэр (EnVyUs), Финн karrigan Андерсен (FaZe). «Снайпер» действует со снайперской винтовкой намного реже, чем за CT-сторону, нацелен чаще всего на быстрые агрессивные выпады в первые секунды раунда, а в момент выходов чаще прикрывает «рифлеров» (тот, кто отыгрывает только со штурмовыми винтовками/автоматами) из дальних позиций и обезвреживает снайперов противника. Примеры: Александр s1mple Костылев, Ладислав GuardiaN, Рустем mou Телепов, Николай device Ридтц. «Капитан» (IGL, координатор, «коллер») — важнейший человек: направляет команду, поддерживает дух и дисциплину, принимает решения.
Без него начинается паника. Примеры: Даниил Zeus Тесленко (NaVi), Андрей Blad3 Городенский (Flipsid3), Маттиас MSL Лауридсен (North). «Саппорт» («хелпующий») — та же роль, что и у аналогичного игрока за CT. Кидает гранаты, выходит на размен, действует чаще всего в связке с другими игроками. Яркие представители: Рикардо boltz Прасс (SK), Андреас xyp9x Хойслет (Astralis), Михаил Dosia Столяров (Gambit). ADR (средний урон за раунд) — у снайперов всегда маленький, но этот показатель позволяет оценить качество работы «рифлеров». Даже если у игрока мало фрагов, он может часто вносить большой вклад, нанося урон с гранат, прострелов. Просто может быть, что у игрока «воруют» фраги (бывает же, что по цели стреляет сразу несколько игроков, фраг же дают только одному). Всевозможная статистика по «энтри-фрагам»: общее количество, среднее количество, процент эффективности (чаще делает фраг или умирает первым), процент агрессивности (как часто ввязывается в первые перестрелки) — все это позволяет оценить работу «энтри-фраггеров». «Клатчи» (количество выигранных, процент выигранных). Психологически устойчивый и умный игрок, способный сохранять холодный рассудок в критические моменты и брать ситуации 1vsX — ценнейший кадр.