Перестройка во всех сферах жизни нашего общества требует от каждого обучающегося инициативы, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений. Формирование таких качеств учащихся и соответствующих видов деятельности требует от преподавателя педагогического мастерства. Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на воспитание у школьников интереса к учению, активности и самостоятельности. Для успешной реализации этой цели на уроках и внеклассных мероприятиях я использую игровые технологии, что помогает мотивировать учащихся на более углублённое изучение предмета и применение знаний по химии; это обеспечивает возможность сотрудничества и согласованную совместную деятельность. Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и преподавателя. Таким нестандартным подходом к обучению является использование игровых моментов на уроках. Основная задача всех учебных (дидактических игр) состоит в повышении интереса к уроку и придания ему эмоциональной окраски. Разумеется, темы и содержание игр, используемых в учебном процессе, должны соответствовать изучаемому материалу. Я хочу привести примеры некоторых химических игр используемых мною. Применение химических загадок способствует активизации мыслительных процессов обучающихся.
С помощью загадок по химии могут быть оформлены задания для проведения оригинальных уроков и различных викторин. 1. Гость из космоса пришел в воде приют себе нашел. 2. Давно известна человеку. Она тягуча и красна. Знакома в сплавах всем она. Теперь меня ты, верно, назовешь. Нахожусь в природе в глине. 5. Хранят обычно в керосине, И бегает он по воде, В природе, помните отныне, Свободным нет его нигде. В солях открыть везде возможно, Желтеет пламя от него, И получить из соли можно, Как Деви получил его. 6. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. 10. Я всюду есть — но понемножку. Черню серебряную ложку; когда испорчено яйцо, я тоже сразу налицо, я отбиваю аппетит. И очень сильно ядовит.. Шарады — это загадки, ответы на которые разгадываются по частям. Ответ следующей шарады состоит из двух слогов СОР и БИТ, зашифрованных в первой половине загадки. В целом оба слова, соединяясь вместе, образуют слово СОРБИТ — шестиатомный спирт, заменитель сахара для больных сахарным диабетом.
Слог мой первый метлой выметают. Слогом вторым информатор считает. Для многих больных вместо сахара я. 1) Первый слог — предлог известный. К ней добавьте букву И. Нужно вам металл назвать. Река — вот слог второй. 3) Первый мой слог означает крушение. Крохотен слог мой второй. Рождаюсь лишь только в зеленых растениях. Ответьте — кто я такой? 4. В названии благородного металла замените первую букву и получите название избыточно увлажненного участка земли, заросшего растениями Ответ: золото — болото. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему. Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей. Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях. Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника “Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане. Оно вызывает массовые самоубийства китов. Оно входит в состав вулканических газов. Оно образуется при неполном сгорании углерода. Учитель записывает на доске вопросы — общие для всего класса. Запишите формулу оксида, расставьте валентность над каждым атомом химического элемента, затем индексы. 2.Вычислите относительную молекулярную массу оксида. 3.Вычислите массовую долю кислорода в оксиде. Учащиеся читают вопросы и разбираются в том, что им предстоит сделать. Класс делится на три группы. Каждая группа получает альбомный лист, поделённый на четыре графы(фамилия учащегося и ответы на первый, второй и третий вопросы) и столько строк, сколько игроков в команде. Задача состоит в том, чтобы придумать оксид не такой.
Как у соседей, и выполнить с ним все задания. Задание. Это галоген проживает в 7 подъезде, на 2 этаже, номер квартиры 9. Особые приметы: имеет массу тела 19. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома. 1.Веришь ли ты, что его химический символ «Na»? Игра — тренажер «Крестики-нолики». Цель. Закрепить знания о типах химических связей. Ответ: Cl2O- N2O3- CS2. · Назовите подряд гомологи гомологического ряда этиленовых (алкенов. · Назовите подряд гомологи гомологического ряда ацетиленовях (алкинов. · Назовите подряд гомологи гомологического ряда альдегидов. Игры, проводимые на уроках химии, нравится обучающимся, они охотно включаются в работу. Самостоятельно работая в группах учащиеся добывают знания. Это приводит к лучшим результатам в усвоении программного материала. И как следствие повышение интереса к предмету химия. Игра позволяет развивать творческие способности учащихся, так как моделирует окружающую обстановку, даёт дополнительную информацию, побуждает интеллект к поисковой активности, разрушает психологическую инертность, активизирует работу правого полушария. Отсюда следует, что использование дидактических игр на уроках химии- необходимое условие повышения познавательной активности учащихся. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках химии. 1. Минкин Е. М. От игры к знаниям. 2. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии.