Книга является первым изданием, посвященным теме одежды для детей в русской народной традиции. Исследовательской и иллюстративной базой является собрание Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), включающее предметы Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также Сибири. В книге-альбоме представлено более 200 предметов одежды для младенцев, мальчиков и девочек, начиная с малого возраста и вплоть до подростковой поры. Как отдельные элементы, так и полные комплекты костюмов. Основная часть предметов публикуется впервые. Большую ценность представляет документальная фотосъемка, рисующая подлинный облик эпохи. Книга будет интересна как профессиональным историкам, искусствоведам, сотрудникам музеев, знатокам-коллекционерам, так и широкому кругу любителей русской культуры. «Настоящая книга посвящена детской одежде в традиционной культуре русских. Детская одежда — большая редкость в коллекциях музеев. И это вполне объяснимо: как правило, в крестьянской среде единственную специально сшитую новую рубаху ребенок получал к обряду крещения, а потом до совершеннолетия ему доводилось ходить в обносках от братьев и сестер или в перешитой одежде родителей. Таким образом, детские вещи, как правило, изнашивались до дыр и исчезали. Лишь в зажиточных семьях доступным было шитье праздничной детской одежды. Ее хранили и передавали по наследству младшим детям. Несмотря на то, что детские вещи являются чем-то невероятно притягательным, особенно для матерей (здесь и память о детстве, и забота о своих детях и внуках, и извечное сравнение времен), до сих пор практически нет изданий, всецело посвященных теме одежды для детей в русской народной традиции. Настоящий альбом станет восполнением этого пробела».
История поселка Янтарный тесно связана с янтарем. В исторических документах поселок упоминается впервые в 1389 — как Пальвеникен, от прусского palwe — пустошь, безлесное болото. К 1491 году он уже значится, как Пальменикен, а еще позже на немецкий лад — Пальмникен. Официальной же датой рождения поселка является 1654 год. Жители Пальмникена (изначально это было всего 4 двора) занимались сельским хозяйством, рыбной ловлей, торговлей и, естественно, добычей янтаря. В 1650 году сюда на охоту приезжал курфюрст Пруссии — Фридрих Вильгельм, о чем есть письменные свидетельства. Поездка, видимо, была удачной — по приказу прусского герцога в этом месте выстроили охотничий замок. Фундамент замка был сложен из валунов разрушенной к тому времени тевтонской крепости в Гермау (п. Крепость в Гермау была преемницей замка Лохштедт, известного не только как орденская крепость, а, в большей степени, как центр по сбору и хранению янтаря. Крестоносцы, завоевав Пруссию, объявили янтарь, собираемый на побережье, своей собственностью, издали «янтарные законы», по которым за самовольный сбор и сокрытие найденного были установлены различные меры наказания — штрафы, порки и казни.
Лохштедт являлся центром янтарного ведомства до 1581 года, потом его перевели в Гермау, а с конца 17 века в охотничий замок Пальмникена, где расположилась береговая управа с судом и тюрьмой. Дело, начатое в 13 веке (суды и наказания), продолжалось и в 17-м, а затем плавно перешло в 18 век. Гора, на которой казнили «преступников», носила название Гальгенберг — гора виселиц. Это место существует и сейчас. Участок дороги, расположенный сразу за перекрестком после Поваровки, проходит прямо по ней. В 1703 году король Пруссии Фридрих I, побывав в Пальмникене, решил восстановить охотничьи угодья и замок. После проведенных работ казна стала легче на 1023 талера. Позже замок несколько раз менял хозяев, и к 1781 году здание пришло в упадок, хорошо сохранились лишь его подвалы. Примерно в это же время, на прибрежных участках Пальмникена было заложено 8 штолен для добычи янтаря, которые вскоре были затоплены грунтовыми и морскими водами. До этого времени янтарь собирали вручную — уже выброшенный на берег или запутавшийся в водорослях, прибитых после шторма к берегу и выловленных большими треугольными сачками.
Был и другой метод: янтарь добывали на мелководье мелкоячеистой сетью, прикрепленной к дугообразной раме — процесс был схож с ловлей рыбы неводом. Предпринимались попытки подводного сбора, но этот способ стал возможен только после изобретения в 1865 году водолазного костюма. Также янтарь пробовали извлекать из глины при помощи «царапок» — устройства, напоминающего вилы. Большие изменения в Пальмникене связаны с купцом Морисом Беккером. Уроженец Данцига, имевший только школьное образование, он заработал свой первый капитал торговлей. Потом стал компаньоном владельца постоялого двора в Мемеле Вильгельма Штантина. Интерес к янтарю у компаньонов проявился в 1861 году, именно тогда они организовали фирму по добыче камня в одной маленькой литовской деревушке. Дело принесло неплохую прибыль, но к 1881 году запасы иссякли, и нужно было искать новые месторождения. Так Беккер и Штантин появились в Пальмникене. Купив имение (замок) у разорившегося барона Гольца, они основали прииск. Фирма «Штантин унд Беккер» освоила новый вид добычи янтаря — промышленный. Компаньоны открыли две шахты, «Анна» и «Генриетта», и построили железную дорогу из Фишхаузена, теперешнего Приморска.