Аксай (Ростовская область)

Акса́й — город в Ростовской области России, административный центр Аксайского городского поселения и Аксайского района. Этимология названия данного города такая же, так как Аксай стоит непосредственно на территориях, входящих в исторические территории расселения Ногайцев — в степях Приазовья. Город расположен на юго-востоке Русской равнины, в юго-западной части Ростовской области, на крутом правом берегу излучины реки Дон, в месте впадения в неё рукава Аксай. Аксай является одним из ближайших городов к Ростову-на-Дону, находясь в 12 км восточнее от его центра (ближе лишь Батайск, это расстояние между почтамтами городов). Расстояние между кварталами двух городов составляет менее 1 километра по прямой или около 1,5 километра по автодороге. На август 2024 года в районе бывшего аэропорта Ростова-на-Дону по проспекту Шолохова города на протяжении линии 3 километров по новым жилым кварталам полностью слились. Аксай, как и вся Ростовская область, находится в часовой зоне МСК (московское время). Климат умеренно-континентальный. Зима мягкая; средняя температура января −4,4 °C. Показатель Янв. Фев. Март Апр.

Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Флаг утверждён 16 июня 2004 года как флаг города Аксая — административного центра муниципального образования «Аксайский район». После муниципальной реформы, было образовано муниципальное образование «Аксайское городское поселение» с единственным населённым пунктом — город Аксай. «ак» — белый, «сай» — овраг, сухое русло. Первое письменное упоминание о населённом пункте, расположенном на территории нынешнего города Аксая, относится к 1570 году. В документе отмечено, что «азовской Сефер прислал к Ивану на встречу на Оксайское устье под Кобяково (от тюрк. ». Об этом 7 июля 1570 года И. Новосильцев сообщал царю Ивану IV Грозному в письме. С того времени турки и казаки разменивались в этом месте послами, следовавшими в Россию и Турцию. Казачий городок неоднократно подвергался разорительным набегам со стороны турок, крымских татар и ногайцев. Однако удобное местоположение на высоком берегу при слиянии реки Аксая с Доном, на перекрёстке сухопутных дорог, ведущих в столицу Войска Донского — Черкасск (ныне ст. Старочеркасская), вновь и вновь влекло сюда людей.

В документе 1734 года, хранящемся ныне в Аксайском музее, перечислены царские заставы, располагавшиеся вокруг Черкасска (ныне станица Старочеркасская), упомянута в нём и застава при Усть-Оксае. В документе говорится, что в Усть-Оксай во время разлива воды казаки с женами и детьми, а также вдовы, в основном из Черкасска, ежегодно выезжали почти на все лето; в поселении бывал торг с приезжими малороссиянами, на котором покупали и обменивали на рыбу хлеб и другой товар. В 1783 году в Аксае начали постройку каменной Троицкой церкви с приделами святого Николая чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Многоярусный, резной, золоченый по зелёной земле, иконостас этой церкви устроен в Санкт-Петербурге архитектором К. Б. Растрелли. Зимой 1783/84 годов в Усть-Аксайском стане проживал А. В. Суворов, командовавший тогда Кубанским корпусом. В 1786 году в Усть-Аксайском, «по найму рядчика Буденнова», были возведены Триумфальные ворота. В 1797 году Усть-Аксайский стан был переименован в Усть-Аксайскую станицу, а приставка «Усть» позднее исчезла из названия.

1 июня 1820 года А. С. Пушкин ночевал в станице Аксайской проездом на Кавказ. В 1825 году в станице был построен Успенский храм. В период Крымской войны, в 1854-1855 годах, в устье реки Аксай была организована Азовская гребная флотилия. Тогда же начал выпускать продукцию пороховой завод, расположившийся на пологом склоне балки северо-западной окраины станицы. Устройство в 1854 году капитальной Ольгинской дамбы через все займище Дона ещё больше способствовало торговым и мореходным выгодам станицы Аксайской. Вот что писал о казаках-низовцах (включая аксайцев) С. Все местные условия жизни здесь сложились наиболее благоприятно для морской, а не кавалерийской службы. Мальчик 7-8 лет уже легко управляется с каюком и с детства слышит рассказы про подвиги и приключения на воде. На каюке, дубе и баркасе казаки не боятся пускаться в открытое море, и на утлых судёнышках своих проплывают огромные пространства. На дальнейшие судьбы станицы значительное влияние оказало строительство в 1864 году первой на Дону железной дороги, соединившей Александровск-Грушевские угольные копи (ныне город Шахты) и станицу Аксайскую, движение по ней началось в январе 1864 года.

В 1868 году железнодорожная ветка была доведена до Ростова-на-Дону, соединив станицу с железнодорожной сетью страны. В 1914 году — Аксайская станица с хуторами (Болдырев, Большелогский, Верхне-Гоголев, Дарьев, Должик, Кирбитова-Балка, Кутейников, Нижне-Гоголев, Павленков, Протопоповский, Самбек, Тарасов) административно входила в состав Черкасского округа области Войска Донского. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1957 года станица Аксайская, Ростовской области, получила статус города районного подчинения и название Аксай. С 1 февраля 1963 года по 12 января 1965 года Аксай имел статус города областного подчинения. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.01.1965 года город Аксай вновь получил статус города районного подчинения и стал центром Аксайского района Ростовской области. 2033 году — 85,2 тыс. Экономика города Аксая и Аксайского района имеет многоотраслевую структуру. В структуре промышленного производства более 80 % занимают обрабатывающие отрасли, более 60 % объёмов которых, в свою очередь, занимает производство резиновых и пластмассовых изделий. Крупнейшим производителем колбасной и сосисочной оболочки, входящих в эту группу товаров, является ПКФ «Атлантис — Пак».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *