Возраст с пяти до шести лет — время, за которое дети должны подготовиться к новому этапу в жизни. Через год-два большинство пойдет в школу. Это не значит, что уже в пять нужно садиться за букварь. Для начала подумайте, как много знает и умеет сын или дочь, как быстро растет и меняется, чего вы уже достигли. Похвалите себя и ребенка за все это. А когда прочтете статью, выдохните и обдумайте, чему стоит уделить внимание в ближайшие год-полтора. С учетом того, что все дети разные, как и темпы их развития. А также того, что это всего лишь рекомендации и новые возможности, а не оценки или диагнозы. Мы не можем поставить вам диагноз, выписать рецепт, что-либо посоветовать или запретить. Это может сделать только врач и лишь после индивидуальной консультации. Все, что мы можем, — рассказать о фактах, подтвержденных медицинскими исследованиями. К пяти годам дети все меньше напоминают пухлощеких карапузов. Их пропорции меняются, приближаясь к взрослым.
Они куда лучше управляют телом, чем всего год назад. Им становится проще координировать движения, потому что созревает мозжечок. Детям в этом возрасте полезно активно двигаться хотя бы час в день, а лучше — больше, не сидеть без движения подолгу (по рекомендациям ВОЗ). Согласно центильным таблицам (международные стандарты физиологических показателей детей), в 5,5 лет рост мальчика — в среднем от 108 до 115 см, вес — от 17,8 до 21,4 кг. К шести годам большинство вырастает до 116 см (± 5 см), в весе прибавляют до 22 кг. Рост и вес девочки в 5,5 лет отличается от этих параметров на одну-две единицы. Это усредненные показатели, а не строгие рамки. Для оценки развития учитывают их соотношение, динамику роста, индивидуальные особенности. Но если рост и вес вашего малыша значительно отличается от параметров из таблиц, это может быть поводом для встречи с педиатром. Даже если физическое развитие — не самая сильная сторона ребенка, к пяти годам он становится все более подвижным, ловким и быстрым.
В этом возрасте мальчикам и девочкам уже куда проще освоить двухколесный велосипед и ролики, чем даже год назад. Они, как правило, умеют ловить мяч и бросать его, попадать в цель. Ходят по узким дорожкам, уверенно балансируя. Поднимаются и спускаются по лестницам. Способны освоить рукоход и другие спортивные снаряды. Пятилетние дети уже умеют вырезать фигуры разной формы, лепят не только шарики и колбаски, но и более сложные формы. У многих появляются успехи в рисовании: маленьким художникам становится проще раскрашивать, не выступая за контуры. NEURO-Трамплин, мама двух особенных детей. «Ребенок в 5 лет очень активен. Он много двигается, бегает, прыгает, играет в догонялки, пинает мяч, залазит куда повыше. Да, у родителей может екать сердце, но это норма. В этом случае следует задуматься, куда деть неуемную энергию “шилопопа”, записаться в спортивную секцию или бассейн. Даже если вы не планируете растить спортсмена, такие занятия помогут малышу укрепить мышцы, лучше изучить возможности своего тела и даже стать увереннее.
А еще именно развитие крупной моторики станет фундаментом для улучшения мелкой, а значит, и успехов в школе. Детям, у которых это слабая сторона, намного сложнее освоить письмо и другие дисциплины. Если ребенок неуклюж, не любит физические нагрузки, плохо управляет телом, не может поймать баланс на нестабильных поверхностях, это не норма и надо разбираться. Прежде всего следует исключить физиологические аномалии, при которых движение доставляет боль. Проблемы с моторными навыками могут говорить о нарушений в работе легких, слабости или повышенном тонусе мышц, неправильной работе опорно-двигательного аппарата. Иногда это показатели отставания развития мозга и нервной системы. Разобраться в ситуации помогут ортопед или невролог. Физическое развитие, как и интеллектуальное, влияет на желание или нежелание учиться. А на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту оно очень важно. Поэтому чем раньше вы обнаружите нарушения и решите проблему, тем быстрее ребенок сможет переступить очередной рубеж развития и начнет готовиться к школе». На активность и общее состояние человека в любом возрасте влияет режим, питание и образ жизни.
Из самых простых: «Доббль» и его аналоги, лото, домино, «Мемо». Можно обойтись подручными средствами. Расставляйте перед ребенком пять-шесть предметов, а через пять секунд просите его отвернуться и убирайте или добавляйте что-то. Теперь пусть вспомнит, как было и что изменилось. Но не нужно требовать от пятилетки сидеть дольше десяти минут, выполняя какие-то задачи. Это скорее навредит ему, чем пойдет на пользу. Он все еще лучше прочего запоминает то, что его заинтересовало. Поэтому дайте ему возможность скучать, двигаться, развивать воображение в поисках интересных занятий и новых открытий. Изучать мир — одно из любимых занятий дошкольников. Особенно если кто-то отвечает на их вопросы и рассказывает, как все устроено и как работает. Узнавать больше о мире помогут книги по возрасту — сказки с простым сюжетом, энциклопедии для дошкольников, научпоп для малышей. Таких изданий очень много, есть интерактивные, с окошками или панорамными вставками, с иллюстрациями на любой вкус. Даже если к пяти годам сын или дочь не успели усвоить всего из списка, главное — чтобы у них было такое желание.