Арба́тско-Покро́вская ли́ния — третья по официальной нумерации (вторая по хронологии) линия Московского метрополитена. С 26 декабря 2009 по 1 марта 2023 являлась самой протяжённой линией Московского метрополитена (теперь этот статус принадлежит Большой кольцевой линии). Линия связывает районы Измайлово и Соколиная Гора, расположенные на востоке Москвы, с районами Дорогомилово, Фили-Давыдково, Крылатское, Строгино и Митино на западе и северо-западе города, проходя при этом через самый центр Москвы: станция «Площадь Революции» — одна из ближайших к Красной площади и Кремлю. В составе линии 22 станции; длина — 45,1 км. На схемах обозначается синим цветом и числом 03. На линии произошла крупнейшая катастрофа в истории метрополитена. «Кунцевской» и крытой наземной «Мякинино». Центральная и частично восточная и западная части («Семёновская» — «Парк Победы») глубокого заложения. Среднесуточный пассажиропоток всех станций линии составлял в 2016 году 832,3 тыс. Датой появления линии можно считать 13 марта 1938 года, когда новый участок «Площадь Революции» — «Курская» был подключён к участку первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Киевская».
Открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, ныне известной как Сокольническая, произошло раньше, чем открытие Горьковско-Замоскворецкой линии, однако впоследствии официальная нумерация линий оказалась обратной (Арбатско-Покровская стала третьей, а Горьковско-Замоскворецкая — второй). В целях ускорения строительства запланированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, под них были только оставлены заделы (прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга). Также для экономии и ускорения сооружения этой очереди запланированные в первоначальном проекте линии станции «Гороховская улица», «Площадь Баумана», «Бакунинская улица» и «Мироновская улица» были исключены полностью, без оставления заделов. В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» стала очевидной незащищённость этого участка метро. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года, с 1990 года «Александровский сад») — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии.
В результате в Москве по две независимых «Арбатских» и «Смоленских». В 1990-х — 2000-х годах в открытой печати бытовала версия, что за «Киевской» тоннель был продолжен к Кунцевской даче Сталина и сама линия таким образом становилась подземной правительственной трассой. После строительства электродепо «Измайлово» в 1950 году появилась возможность продления линии на восток за счёт строительства в депо наземной станции «Первомайская», что и было сделано в 1954 году. Временная станция была закрыта и переоборудована под помещения депо после строительства участка «Измайловская» (ныне «Партизанская») — «Первомайская» в 1961 году. 6 мая 2003 года была открыта станция «Парк Победы», продлившая линию в западном направлении после 50-летнего пребывания станции «Киевская» конечной на линии. 7 января 2008 года открылся участок «Парк Победы» — «Кунцевская» (промежуточная станция «Славянский бульвар» открылась 8 месяцами позже) и участок «Крылатское» — «Строгино» с заделом под станцию «Троице-Лыково». На станции «Кунцевская» с южной стороны для поездов синей ветки, следующих на восток Москвы, заработала ещё одна боковая платформа.
Поезда Филёвской линии какое-то время не ходили, а потом стали оборачиваться на северной стороне островной платформы, которая была оставлена для их оборота. Для поездов Филёвской линии станция «Кунцевская» стала конечной. И с этого момента Арбатско-Покровская линия стала уже полной диаметральной линией. 26 декабря 2009 года открылся участок «Строгино» — «Митино» с промежуточными станциями «Мякинино» и «Волоколамская», а также метромостом через Москва-реку. «Мякинино» стала первой станцией, находящейся на территории Московской области. 28 декабря 2012 года открылась станция «Пятницкое шоссе». За последние 20 лет на многих станциях Арбатско-Покровской линии была проведена замена наиболее старых, выработавших свой ресурс, эскалаторов. «Смоленская» (2020-2021). Во всех случаях, за исключением последнего, на поверхности был запущен автобусный маршрут «М», соединявший соседние станции, проезд в котором (в первых двух случаях) надо было оплачивать (по тарифу наземного транспорта). Первый теракт в истории Московского метрополитена произошёл 8 января 1977 года. Тогда в Москве почти одновременно были произведены три взрыва. В 17:33 по московскому времени в поезде метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская» прогремел взрыв, в результате чего семь человек погибло и ещё тридцать семь получили ранения различной степени тяжести.