«Ку́рская» — станция Московского метрополитена на Арбатско-Покровской линии. Связана пересадками с одноимённой станцией на Кольцевой линии и станцией «Чкаловская» на Люблинско-Дмитровской линии. Расположена в Басманном районе (ЦАО) вблизи улицы Земляной Вал под путями Курского вокзала, по которому и получила своё название. Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» — «Курская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. На платформе станции расположен маневровый светофор. История проектирования станции «Курская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле Библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. Возле Курского вокзала предполагалось построить станцию. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было окончательно утверждено расположение будущей станции метро «Курская». Строительство метро «Курская» осуществлялось закрытым способом. Однако проект западного выхода не был осуществлён. Московском метрополитене стало 16 станций. 23 мая 2024 года выход №1 был закрыт для ремонта эскалаторов малого наклона.
Станция имеет один подземный вестибюль (общий со станцией Кольцевой линии), в который можно выйти из восточного торца. Промежуточный вестибюль — большое кубическое помещение, из которого в одну сторону широкий проход выводит в круглый колонный вестибюль. В центре него стоит мощная, круглая, развивающаяся вверх колонна (столп). Поверхность столпа покрыта затейливой лепниной растительных мотивов. Потолок зала опирается на столп, а также на два кольца колонн. Эти колонны — круглые, каннелированные, облицованные сургучно-красным мрамором, и квадратные, облицованные светло-кремовым мрамором. К круглому залу через переходную камеру примыкает кассовый зал. Круглый зал отделяется от кассового четырьмя пилонами, овальными в плане и расположенными длинной осью. Между ними — линия турникетов (типа УТ-2000). Зал оформлен в тёмных тонах. Стены, пилоны и колонны облицованы чёрным с белыми прожилками мрамором месторождения Давалу. Пол облицован плитами чёрного габбро и тёмно-серого гранита. В середине находится широкая лестница, ведущая в зал ожидания Курского вокзала и в коридор под всеми железнодорожными путями к Нижнему Сусальному переулку. Стены лестничной камеры оформлены белым мрамором.
Из-за особенностей расположения станции под площадью переход к выходу получился немного замысловатым, так как турникеты находятся дальше от эскалатора. Сами турникеты на станции были заменены на модели принципиально новой конструкции — с прозрачными открывающимися створками типа УТ-2000 (в 2009 году они были модернизированы). Сооружена по типовому проекту (архитектор Л. М. Поляков). Диаметр центрального зала 9,5 метров, боковых залов — 8,5 метров. Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Круглые отверстия на пилонах оформлены декоративными решётками из золочёного металла с изображением колосьев и с укреплёнными на них светильниками. Кроме того, зал освещается люстрами-тарелками. Переход на Кольцевую линию, открытый в 1950 году, находится в центре зала. Там располагается переходная камера с лестницами на спуск и на подъём. Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. Глубина залегания станции — 30 метров. Высота над уровнем моря — 110 метров. Станция метро «Курская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Бауманская» и «Площадь Революции».
Выход в город на площадь Курского вокзала и улицу Земляной Вал. Курский вокзал обслуживает поезда дальнего следования восточного, южного, западного и северо-западного направлений. От Курского вокзала начинается Курское и Горьковское направления Московской железной дороги. Пригородные поезда от вокзала следуют по Курскому, Горьковскому, Киевскому и Рижскому направлениям. В 2019 году со станции «Курская» появилась бесплатная пересадка на одновременно запущенную линию МЦД-2 Московских центральных диаметров. С 2023 года действует бесплатная пересадка на линию МЦД-4. Станция «Курская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. На станции происходит ряд миссий в компьютерной игре «Симбионт». ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Курская (неопр.). Арбатско-Покровская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 14 мая 2012. Архивировано из оригинала 13 октября 2010 года. ↑ Черная бездна тоннеля — Глобальное — Метро не с первого взгляда (неопр.). Дата обращения: 7 января 2023. Архивировано 7 января 2023 года.
↑ Проектирование и первые очереди строительства (неопр.). Дата обращения: 11 марта 2011. Архивировано 4 сентября 2011 года. ↑ 1 2 3 Вторая очередь Московского метрополитена (неопр.). Журнал «Строительство Москвы». 1935 год. Дата обращения: 14 марта 2011. Архивировано 20 октября 2009 года. ↑ Москва цвета солдатской шинели (неопр.). ↑ Конкурс «История Московского метрополитена». Итоги четвертого тура (неопр.). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 18 марта 2011. Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года. ↑ Государственная публичная историческая библиотека России // Энциклопедия «Москва» / Под ред. С. ↑ 1 2 3 Основные характеристики эскалаторов (неопр.). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 6 февраля 2012. Архивировано 24 декабря 2015 года. ↑ Арбатско-Покровская линия. Станция «Курская» (неопр.). Дата обращения: 18 октября 2011. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года. ↑ 1 2 Схема путевого развития Московского Метрополитена (неопр.). Дата обращения: 14 марта 2011. Архивировано 28 августа 2011 года. ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года (неопр.). Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 25 января 2012 года.