Москвы в Тверском районе Центрального административного округа. Проходит от Манежной площади до Триумфальной площади. В первой половине XX века Тверская улица была значительно расширена и перестроена. С 1932 по 1990 год составляла вместе с 1-й Тверской-Ямской улицей улицу Горького, названную в честь советского писателя Максима Горького. Тверская — одна из наиболее дорогих торговых улиц не только в Москве, но и в России. В 2013 году стоимость аренды торговых помещений на улице достигла 4,5 тысяч долларов за 1 м² в год. Тверская также является центром ночной жизни и развлечений. Тверская улица начинается от Манежной площади на перекрёстке с Охотным Рядом и Моховой улицей. Слева до Пушкинской площади примыкают Никитский, Газетный, Брюсов, Вознесенский, Леонтьевский, Малый и Большой Гнездниковские переулки, справа — Георгиевский и пешеходный Камергерский переулки, пешеходная Тверская площадь с расположенными на ней Столешниковым переулком и Тверским проездом, Глинищевский и Козицкий переулки. На Пушкинской площади улицу пересекает Бульварное кольцо — Тверской и Страстной бульвары, а также Большая Бронная улица и Большой Путинковский переулок.
Далее по нечётной стороне к улице примыкают Малый Палашёвский, Мамоновский и Благовещенский переулки, по чётной — Настасьинский, Дегтярный и Старопименовский. Улица заканчивается на Триумфальной площади, на которую выходят Оружейный переулок и 1-я и 2-я Брестские улицы. Под площадью проложен Маяковский тоннель, соединяющий Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицы. За Садовым кольцом Тверскую продолжает 1-я Тверская-Ямская улица (с 1932 по 1990 год составлявшую единую с ней улицу Горького), проходящая до Тверской Заставы, где через Тверской путепровод переходит в Ленинградский проспект около Белорусского вокзала. По некоторым сведениям, дорога на Тверь существовала здесь уже в XII веке. Застройка Тверской улицы шла от центра до крепостной стены Белого города (современное Бульварное кольцо). В XVI веке на Тверской улице начинают появляться дворы знати, церкви и монастыри. Слободские дворы постепенно вытесняются — лишь между современными Столешниковым переулком и Пушкинской площадью остаётся Новгородская слобода. В конце XVI века на месте нынешней гостиницы «Москва» располагались Мучной, Житный и Солодовенный торговые ряды. В районе Манежной площади были дворы стрелецкого Стремянного полка.
В XVIII-XIX веках Тверская улица была главной улицей города. Здесь строились лучшие в Москве дома, гостиницы, магазины. Среди шедевров архитектурного творчества можно назвать несохранившийся дворец князя М. П. Гагарина с аквариумными потолками (1707-08), Английский клуб (1780-е) и Елисеевский магазин (1770-е, перестроен в 1790-х и 1898 году). Во времена Российской империи важность Тверской улицы состояла в том, что именно по ней цари въезжали в Кремль, приезжая в Москву из Санкт-Петербурга. По случаю церемоний коронации здесь были установлены несколько триумфальных ворот. Во времена Пушкина на Тверской стояло пять церквей (ни одна из которых не сохранилась). Возок несётся чрез ухабы. И стая галок на крестах. В 1792 году перед домом генерал-губернатора была заложена Тверская площадь для проведения народных процессий и парадов. Основная достопримечательность на площади — памятник основателю города, князю Юрию Долгорукому, — появился в 1954 году. На Тверской была проложена первая в Москве линия конно-железной городской дороги, в просторечии — «конки», которая начиналась на Страстной (ныне Пушкинской) площади и шла в направлении от центра.
В 1876 году, когда Московская городская дума ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия, на Тверской впервые в Москве построили несколько участков из нового материала. До конца XIX века улица постоянно перестраивалась, сочетая в себе разные исторические стили. Ту эпоху характеризует большое здание гостиницы «Националь» (1901), одной из самых престижных в Москве. В первые годы советской власти вопрос о расширении узкой и кривой Тверской улицы не ставился: предложения по реконструкции района исходили из необходимости сохранения её исторической застройки и прокладки сквозь кварталы новой улицы-дублёра. Впервые идея дублёра была обозначена в разработанном в 1918-1923 годах под руководством А. В. Щусева градостроительном плане «Новая Москва»: новая улица отходила от Тверской в районе пустыря между Никитским и Газетным переулками и пролегала под некоторым углом до пересечения с Тверским бульваром. Позднее архитектор В. Н. Семёнов, работавший над новым градостроительным планом города, предлагал проложить дублёр по Большому Гнездниковскому переулку, западнее дома Нирнзее; за Бульварным кольцом он должен был пройти по Сытинскому переулку, затем сквозь внутриквартальную застройку, и выйти на Садовое кольцо в районе современного Театра сатиры.
После отказа от идеи прокладки дублёра градостроители сосредоточились на поиске вариантов новой планировки улицы. Эта работа была поручена архитектурно-планировочной мастерской (АПУ) Моссовета под руководством профессора С. Е. Чернышёва; она же занялась разработкой планировки продолжения улицы — Ленинградского шоссе. Отражённое в Генплане градостроительное решение предполагало провести расширение начального участка улицы за счёт правой (чётной) стороны, от Газетного переулка и проезда Художественного театра переулков сносилась застройка по обеим сторонам, на отрезке от Советской до Пушкинской площади расширение шло за счёт нечётной стороны. Подобное решение позволяло сохранить некоторые ценные здания и существенно расширить ширину улицы — до 40 метров в районе Пушкинской площади и до 56 метров в начальной части магистрали. Новые красные линии улицы Горького прошли через плотную историческую застройку, основную массу которой решили снести, а наиболее ценные здания — переместить в глубь кварталов. Технологию перемещения отработали под руководством Э. М. Генделя, и уже в 1935 году провели первый опыт передвижки здания недалеко от площади Маяковского.