Росси́я (юридическое название АО «Авиакомпания «Россия») — российская авиакомпания, входит в состав группы «Аэрофлот». Основана 7 мая 1934 года. Современный парк воздушных судов, постоянное совершенствование стандартов сервиса и команда профессионалов, обеспечивающих надёжность полётов, — это те основополагающие принципы, на которых основана работа компании. За эти годы взяты немаловажные рубежи по ряду ключевых производственных показателей. Является крупнейшим и базовым перевозчиком аэропорта «Пулково» (Санкт-Петербург). Выполняет полёты из московского аэропорта Шереметьево по центральной России, в города черноморского побережья страны, а также в пять областных центров Дальнего Востока. Сочи (Адлер). Использует бонусную программу «Аэрофлота» «Аэрофлот Бонус». Является аффилированным членом авиационного альянса «SkyTeam». «Россия» участвует в международной программе безопасного туризма «Safe Travel» и отмечена знаком «Безопасное гостеприимство в Санкт-Петербурге / Safe Travels SPB». Рейсы с нумерацией SU/FV 5501-6999 выполняются под кодом ПАО «Аэрофлот». Рейсы с нумерацией HZ 2451-2476 выполняются совместно с авиакомпанией «Аврора». Авиакомпания «Россия» является преемником авиапредприятия «Пулково», образованного 3 апреля 1992 года. Именно эта дата является днём образования авиакомпании как отдельного юридического лица.
В свою очередь ГУАП «Пулково» является преемником самостоятельного отряда для управления и руководства воздушной линией Ленинград-Москва, образованного 7 мая 1934 года. 30 сентября 2005 года из состава ФГУАП «Пулково» был выделен аэропорт, ставший самостоятельным юридическим лицом ФГУП «Аэропорт «Пулково». До июля 2008 года имущество компании находилось в федеральной собственности и компания подчинялась управлению делами президента Российской Федерации и министерству транспорта РФ. 10 июля 2008 года указом президента Российской Федерации было принято решение о преобразовании ГТК «Россия» в открытое акционерное общество и передаче 100 % акций госкорпорации «Ростехнологии», а сама компания была исключена из перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ Российской Федерации. В январе 2009 года из компании был выделен особый отряд. 2 февраля 2011 года с получением свидетельства о регистрации ОАО «Авиакомпания «Россия» была завершена её приватизация. В соответствии с постановлением правительства города от 23 декабря 2011 г. главной целью передачи является обеспечение осуществления полномочий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по организации развития транспортного комплекса города. В декабре 2011 года было подписано постановление правительства Санкт-Петербурга о принятии в дар от компании «Ростехнологии» 25 % акций авиакомпании.
Городу передано 229 726 обыкновенных именных бездокументарных акций. Номинальная стоимость одной ценной бумаги составляет 1 тысячу рублей. В 2014 году коммерческое управление ОАО «Авиакомпания «Россия» было передано материнской компании ОАО «Аэрофлот». С весенне-летнего расписания рейсы авиакомпании «Россия» начали выполняться под единым кодом для группы компаний «Аэрофлот». Пассажиропоток компании превысил 5 миллионов пассажиров. По итогам года становится самой пунктуальной авиакомпанией в России. 27 марта 2016 года авиакомпания «Россия» начинает полёты в новом формате и масштабе. Основным пунктом базирования остаётся Санкт-Петербург. Значительно расширяется флот компании и география полётов. Авиакомпания начинает выполнять рейсы из Москвы. «Ростов-на-Дону» и «Волгоград». На носовой части фюзеляжа под кабиной пилотов размещается название и герб города. Проект ребрендинга был выполнен агентством «Otvetdesign». Основной задачей при разработке нового фирменного стиля авиакомпании «Россия» стало формирование яркого, узнаваемого, запоминающегося, наполненного смысловой коммуникацией визуального образа авиакомпании. Модернизированный фирменный стиль призван подчеркнуть современный масштаб компании. Большое значение при запуске ребрендинга было уделено преемственности по отношению к предыдущему логотипу и одновременно приданию ему новых современных черт.
Фирменный знак логотипа выполнен в виде инверсионного следа от самолёта. Его написание-росчерк подчёркивает динамичный характер обновлённого бренда. Заданный образ находит развитие и в системе графических элементов фирменного стиля, начиная от ливрей воздушных судов и заканчивая деловой документацией. В основе фирменного паттерна ливреи воздушного судна лежит элемент, внешне напоминающий лопасть. Пластикой и формой он созвучен логотипу компании. Из элемента складываются модули, которые графически повторяют образ турбины. Паттерн меняет свою плотность от носовой части самолёта к его хвостовой части — становится насыщеннее, словно следуя за потоком воздуха. Этот приём помогает передать ощущение полёта, движения, даже когда самолёт находится на земле. По итогам 2017 года «Россия» достигла рекордного в истории авиакомпании пассажиропотока: было перевезено 11 152 738 человек, что на 40% превысило показатели 2016 года. Авиакомпания «Россия» в период пандемии выполняет внутренние и международные пассажирские и грузовые рейсы. Развивает авиасообщение из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России в города Дальнего Востока, Черноморского побережья и Калининград. 1 января 2021 года состоялся первый рейс на отечественном Superjet 100 в ливрее авиакомпании «Россия».
По состоянию на декабрь 2021 в парке самолётов авиакомпании насчитывалось уже 65 воздушных судов SSJ100. В 2023 года парк воздушных судов авиакомпании «Россия» в 2023 году увеличился до 137 самолётов, из которых 78 отечественные Суперджет 100 — это самый большой парк самолётов отечественного производства в стране. Главной его целью является поддержка отечественных брендов, продвижение товаров и услуг российских компаний. В рамках программы воздушные суда, сайт и социальные сети перевозчика становятся единым каналом связи между российскими производителями и миллионами пассажиров. С октября 2018 года авиакомпания «Россия» приступила к самостоятельному выполнению самых масштабных периодических форм технического обслуживания 6Y check и 12Y check на воздушных судах семейства Airbus А320(319). Первый лайнер А319 авиакомпании поступил на обслуживание 7 октября 2018 года. Разрешение на проведение этого вида работ было получено авиакомпанией после аудита департамента авиационно-технического обеспечения (ДАТО) «России» Бермудскими авиационными властями (BСАA), состоявшегося в сентябре. Перевезено пассажиров, млн чел. Все 5 авиалайнеров Boeing 777-300 и 9 Boeing 747-400 получены из Трансаэро. ГТЛК завезла в Россию из Индонезии, выкупив у авиакомпании Lion Air.