Новая Москва (картина)

«Новая Москва» — картина советского художника Юрия Пименова, созданная в 1937 году. Картина символически выражает новый уклад социалистической жизни в СССР. В живописи 1930-х годов в советском искусстве господствовало сюжетно-повествовательное направление, построенное на остром конфликте или столкновении характеров. К нему пришло признание. В 1936-1939 годах художнику было поручено создать панно для экспозиции СССР на Всемирных выставках в Нью-Йорке и Париже. Картина создавалась летом 1937 года для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и к окончанию II пятилетки. Идея выставки была продемонстрировать триумф социалистического строя и успехи индустриализации. Художникам предоставлялся список тем для ознакомления, они могли выбрать понравившуюся. В списке был раздел: «Новые города, новые люди» (в его рамках и была создана картина Пименова). После того как художник выбирал тему и эта тема утверждалась, он представлял эскиз. Эскиз утверждался комитетом по подготовке выставки. После этого художник получал аванс и начинал работать. Если была необходимость, то художники выезжали на место действия картины, на что также выделялись средства.

В определённый срок комиссии представлялась картина. Выставка открылась с полугодовым опозданием 18 марта. Половина комитета по организации выставки за это время была репрессирована по делу «право-троцкистского блока». Техника исполнения картины масляная живопись по холсту. «Новая Москва» поступила в Третьяковскую галерею в 1945 году и с тех пор представлена в постоянной экспозиции. «Warszawa — Moskwa / Москва — Варшава. В 2009 году кандидат философских наук Сергей Иванников опубликовал статью «„Новая Москва“ Юрия Пименова. В 2017 году в издательстве Третьяковской галереи вышла книга «Юрий Пименов. Новая Москва» Елены Воронович. В издании восстанавливалась история создания полотна, рассказывалось о жизни Москвы в 1930-е годы, о героине — привлекательной и самостоятельной женщине советского общества. Это же издательство в том же 2017 году опубликовало брошюру «Юрий Пименов. Художник изобразил площадь в центре столицы и широкий проспект после сильного дождя. Машины на мостовой и толпы пешеходов наполняют движением городской пейзаж. Зритель оказывается включённым в стремительное движение и ритм жизни города. Молодая женщина, управляющая легковым автомобилем, для середины 1930-х годов — символ новой Москвы и новой жизни.

«Городской дождь полон таких разных образов и настроений. Он приносит художнику не меньшее богатство ощущений и чувств, чем поля, затянутые серой пеленой осени, чем лужи в колеях чёрного просёлка, чем сверкающие капли на сосновых ветках и солнце сквозь парный воздух мокрого леса». Ракурс полотна подражает кадру из кинофильма. Г. С. Кириллова отмечала, что в основе картины лежит реальное наблюдение художника. Он передаёт городской пейзаж документально. Натурщицей для художника стала его супруга Наталья Константиновна. Художник почти всегда писал именно её, а не профессиональных натурщиц. В книге «Земное искусство» он отмечал: «В моей жизни жена… …». Женщина изображена со спины, но легко узнаваема. Сам художник отмечал русское лицо супруги; писал, что использовал её как модель, когда пытался отойти от схематизма юности и выразить живое и нежное чувство. Особое восхищение вызывали у него «мягкие каштановые волосы». В первый раз Пименов обратился к изображению причёски жены со спины в этюде «Золотое платье» (1936, холст, масло, 55 × 45 см, собрание М. Г.

Когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка. Галина Кириллова отмечает, что для картины характерна демонстративность, словно художник «широким жестом гостеприимного хозяина решил показать нам город». Она сравнивает её с натюрмортами Ильи Машкова, которые представляют предметы на «обозрение» зрителя. Пространство картины «Новая Москва» стремительно сужается к центру, что заставляет зрителя, не задерживаясь на переднем плане взглядом, перевести его на второй план — на постройки новой Москвы. Одним из первых образов новой Москвы в ходе реконструкции 1930-х годов стала улица Охотный Ряд. Именно по направлению к ней с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль. Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь» (открыта в 1887 году в здании, перестроенном архитектором А. В 1931 году здесь был открыт кинотеатр «Востоккино». Угол дома справа (на нём большая белая буква «М») — наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора А. Н. Чечулина старом доме.

За вестибюлем метро — фасад здания бывшего Благородного собрания, а в то время — Дома Союзов. Постройка М. Ф. Казакова после революции стала местом проведения государственных мероприятий: съездов Советов, профсоюзов, местом траурных церемоний, судебных процессов, шахматных турниров, детских новогодних ёлок. Воронович предположила, что праздничное оформление Дома Союзов, изображённое художником, связано с проходившим там в июне 1937 года Первым Всесоюзным съездом советских архитекторов, а общая праздничная атмосфера — с торжественным открытием 15 июля 1937 года канала Москва — Волга, обеспечившего столицу водой. Слева — гостиница «Москва» (архитекторы А. И. Савельев, О. А. Стапран и А. В. Щусев, 1933-1935). В глубине в центре — Дом Совнаркома СССР (1932-1935, архитектор А. Пименов «Новая Москва». Выставка «Россия в пути» в Институте русского реалистического искусства. Пименов «Новая Москва». Фильм из серии, посвящённой 150-летию Третьяковской галереи. Ключевым элементом официальной интерпретации полотна стало слово «новое», вынесенное в название картины. Пименов располагает «новое» (современные высотные здания) за зданиями старыми — но «помеченными» революционной атрибутикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *