Самые яркие страницы жизни ребенка открываются в раннем (от года до трех лет) и старшем, или дошкольном, возрасте (от трех до семи лет). В этом возрастном периоде основную часть времени ребенок проводит в семье, с родителями. В первые семь лет жизни, многое в состоянии здоровья, развитии и воспитании ребенка определяется устоями семьи и ее культурным уровнем. Именно в семье формируются важнейшие задатки, привычки и особенности личности ребенка. Ранний и дошкольный возрасты характеризуются быстрым физическим развитием и совершенствованием сложнейших функций центральной нервной системы, расширением сферы общения. Ребенок начинает осознавать себя личностью. Рост и развитие ребенка — главные показатели его здоровья. Интенсивность процессов роста и развития составляет основную особенность детского возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее протекают эти процессы. В первые годы жизни развитие идет особенно быстрыми темпами. За счет ускоренного роста рук и ног изменяются пропорции тела и осанка. У дошкольников в результате развития мелких мышц кисти и пальцев совершенствуется точность движений.
Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. На четвертом году жизни в основном завершается развитие органов чувств, совершенствуется деятельность центральной нервной системы. К концу дошкольного периода емкость легких увеличивается в 3 раза. Рост дыхательных путей приводит к удлинению шеи и гортани, дыхательные мышцы становятся более длинными и широкими. Сердце у детей дошкольного возраста развивается параллельно изменению длины тела, происходит постепенное увеличение его мышцы и интенсивное развитие сосудистого русла. Кости скелета растут последовательно, чередуя фазы роста в длину и толщину (в поперечнике). У хорошо развитых детей ширина плеч составляет приблизительно ¼ длины тела. Темпы роста детей имеют половую специфичность. Мальчики растут быстрее девочек. Исключением является лишь короткий период второго «вытягивания» (11-12 лет), который наступает у девочек раньше. Влияние наследственности сказывается на длине тела ребенка после двух лет жизни. Обычно выделяют два периода, когда связь между ростом родителей и детей прослеживается наиболее отчетливо — от 2 до 9 лет и от 13 до 18 лет.
Наследственные факторы определяют темп и возможный предел роста ребенка при оптимальных условиях окружающей среды. На скорость роста и окончательные размеры тела ребенка большее влияние оказывает рост отца, а вес тела в значительной степени определяется весом тела матери. Кроме того, на скорость роста ребенка огромное влияние оказывают внешние условия. Прежде всего, это питание, обеспеченность витаминами, двигательный режим, эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания. Если неблагоприятные факторы выражены сильно, «запрограммированная» скорость роста замедляется. Многие хронические заболевания детского возраста не имеют определенной ранней симптоматики, поэтому нарушение физического развития иногда является одним из первых признаков неблагополучия и служит показанием для углубленного обследования ребенка. Как самостоятельно оценить физическое развитие ребенка? В середине XX века в течение нескольких десятилетий в большинстве стран мира имели место процессы выраженного ускорения роста и развития (акселерация), более ранней смены молочных зубов, ускорения полового созревания, достижения максимальных показателей роста в более молодом возрасте и т.п. В 1980-х годах появились первые сообщения о затухании акселерации.
Предполагается, что в начале XXI века будет отмечаться дальнейшая стабилизация темпов роста и развития детей. Однако при всех этих общих тенденциях остается неизменной закономерность: неправильный режим дня, нерациональное питание сказываются в первую очередь на весе ребенка. Дети, которые все вечера просиживают у телевизора, мало гуляют, не занимаются спортом, — развиваются хуже, у них нередко обнаруживаются признаки ожирения. Очень вредно отражается на растущем организме и дефицит сна. У детей, которые систематически недосыпают, может замедлиться прибавка массы и длины тела. К концу первого года жизни ребенок может самостоятельно ходить или делать несколько шагов без помощи взрослых. Он свободно изменяет положение тела (наклоняется, садится и т.д.), берет двумя руками крупные предметы, а указательным и большим пальцами — мелкие. Это движение, так называемое «пинцетное» очень важно, оно понадобится ребенку при письме. Малыш занимается с игрушками, показывает части тела на себе, узнает знакомые лица, пытается сам есть ложкой. Полуторагодовалый малыш воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, нанизывает кольца на стержень, складывает башню из кубиков и т.п.