Откры́тый фестива́ль документа́льного кино́ «Росси́я» (ОФДК «Росси́я») — ежегодный международный кинофестиваль, проходящий с 1988 года в Свердловске (позже — Екатеринбурге), в программу которого включаются документальные и научно-популярные фильмы. Сроки проведения: 1-5(6) октября. Внеконкурсная программа включает ретроспективу фильмов известных мастеров неигрового кино. Директор фестиваля — Георгий Негашев. Со второго фестиваля, состоявшегося в 1991 году, получил современное имя — Открытый фестиваль документального кино «Россия». Фестиваль позиционируется в статусе государственного, так как проводится на средства, выделяемые Федеральным агентством по культуре и кинематографии России. В рейтинге 76 отечественных и международных кинофестивалей, проводимых в России и на территории бывшего СССР, в 2009 году он занял третье место, уступив только «Кинотавру» и ММКФ. При этом в рейтинге оценивалась общественная и профессиональная значимость, организационный уровень проведения подобных мероприятий. Специальный приз жюри «Еще раз про любовь. Памятная медаль Всероссийского государственного института кинематографии имени С. В конкурсной программе участвовало 70 фильмов, в информационном показе — 39 фильмов. В рамках ретроспективного показа зрители посмотрели фильмы Марины Голдовской.
Жюри: Андрей Нуйкин, председатель (Москва), Теймураз Золоев (Киев), Александр Иванкин (Москва), Абрам Клёцкин (Рига), Валентин Лукьянин (Свердловск), Александр Миронов (Москва). Главный приз жюри — «Высший суд» (Рижская киностудия, реж. I приз жюри за лучший полнометражный фильм — «Чёрный квадрат» (Центральная студия документальных фильмов, реж. I приз жюри за короткометражный фильм — «Конд» («Арменфильм», реж. II приз жюри за лучший полнометражный фильм — «Старая трава» (студия «НовосибирскТелефильм», реж. II приз жюри за короткометражный фильм — «В воскресенье рано…» («Укркинохроника», реж. Специальный приз жюри «За высокохудожественное выражение болей и тревог в судьбах народа и общества» — «Острова» («Арменфильм», реж. Специальный приз жюри «За трагическое киноповествование, предъявившее счёт нашей совести» — «Прикосновение» (ВГИК, реж. Специальный приз жюри «За яркое воплощение лучших традиций свердловской школы кинопублицистики» — «Леший. Исповедь пожилого человека» (Свердловская киностудия, реж. В конкурсной программе участвовало 40 фильмов, в информационном показе — 25 фильмов. В рамках ретроспективного показа зрители посмотрели фильмы Бориса Галантера. Жюри: Игорь Беляев, председатель (Москва), Сергей Буковский (Киев), Валерий Кичин (Москва), Валентин Лукьянин (Екатеринбург), Геннадий Лысяков (Хабаровск), Рейн Маран (Таллин), Валерий Соломин (Новосибирск), Ганс Йоахим Шлегель (Берлин).
Главный приз — «Повелитель мух» («Казахфильм», реж. I приз за лучший полнометражный фильм — «Автопортрет в гробу, в кандалах и с саксофоном» (Ростовская студия кинохроники, реж. I приз за короткометражный фильм — «Кто косит ночью» (Свердловская киностудия, реж. II приз за лучший полнометражный фильм — «Живы будем!..» («НовосибирскТелефильм», реж. II приз за короткометражный фильм — «Как нам даётся благодать…» (Красноярский филиал Свердловской киностудии, реж. Специальный приз «За творческий поиск в жанре документальной сатиры» — «Бенефис сантехника Смирнова, или Красный уголок» (студия «Сибирь-кино» и киностудия «Нева», реж. Специальный приз «За творческий поиск в жанре документальной сатиры» — «Новые сведения о конце света» («Уралфильм», реж. В конкурсной программе участвовало 44 фильма, в информационном показе — 10 фильмов, в конкурсе фильмов православной тематики — 6 фильмов. В рамках ретроспективного показа зрители посмотрели фильмы Павла Когана. Жюри: Павел Коган, председатель (Санкт-Петербург), Асия Байгожина (Алма-Ата), Владимир Дмитриев (Москва), Рейн Маран (Таллин), Борис Урицкий (Екатеринбург). Главный приз — «Дорогая Галуша!
I приз за лучший полнометражный фильм — «Мы были дымом» (Свердловская киностудия, реж. I приз за короткометражный фильм — Двое («Киевнаучфильм», реж. II приз за лучший полнометражный фильм — «Русское счастье» (Студия «АДК», реж. II приз за короткометражный фильм — «Житьё-бытьё» (Свердловский телерадиокомитет, реж. Специальный приз «Памяти ушедших Мастеров» — «Знак тире» (кинокомпания «Давини-фильм» и «Укркинохроника», реж. Специальный приз — «Проводы, или Зелёная палочка» («Центрнаучфильм», реж. В конкурсной программе участвовало 50 фильмов, в информационном показе — 17 фильмов. Жюри: Генрих Иваницкий, председатель (Москва), Виктория Бондарь (Киев), Дмитрий Луньков (Саратов), Рейо Никкиля (Хельсинки), Борис Шапиро (Екатеринбург). Главный приз — «Таинство брака» (Свердловская киностудия, реж. I приз за лучший полнометражный фильм — «Баттерфляй» (Российское телевидение и Студия документальных фильмов Санкт-Петербурга, реж. I приз за лучший короткометражный фильм — «Искра Божья» (Западно-Сибирская киностудия, реж. II приз за лучший полнометражный фильм — «Боже, освети нас лицем Твоим…» (Студия документальных фильмов Санкт-Петербурга, реж. II приз за лучший короткометражный фильм — «1244… 1245… 1246…» (Студия «Ателье-Фильм-Александр», реж. Специальный приз — «Марш живых» (Киностудия «Контакт», реж. Специальный приз «За творческий поиск в жанре документальной сатиры» — «Союз Советских Социалистических Рекордофф» («Уралфильм», реж. В конкурсной программе участвовало 48 фильмов, в информационном показе — 10 фильмов. Жюри: Сергей Мирошниченко, председатель (Екатеринбург), Людмила Донец (Москва), Генрих Иваницкий (Москва), Анатолий Лысенко (Москва), Алексей Симонов (Москва), Владимир Тюлькин (Алматы), Борис Урицкий (Екатеринбург). Главный приз — «Конец» (ф. 1), «Жизнь» (ф. 2) («Арменфильм», студия «Айк» и компания «Этта», реж. Приз за лучший полнометражный фильм — «Вечерний звон» («НовосибирскТелефильм», реж.
48 из которых называются областями. В настоящее время край и область как субъекты Российской Федерации не имеют между собой существенных различий в правовом положении. Области являются самыми многочисленными субъектами РФ по численности. Субъекты, сформированные на оккупированных территориях Украины, выделены бежевым цветом. Территориально-административные единицы, на которые делилась Киевская Русь, назывались волостями или областями. Так называли крупную территорию с центральным городом (столом), где на правах наместника сидел один из младших князей-Рюриковичей. Слово область преобладало в переводной литературе — применительно к составным частям других государств, но иногда встречается и по отношению к Руси. Владимирская оболость (в «Житии Феодосия Печерского», речь идёт о Владимире-Волынском). Со 2-й пол. XII века, по мере фактического распада Руси на самостоятельные государства её части стали именоваться не волостями, а землями. Изначально возникали на вновь присоединённых землях как временная единица на переходный период перед установлением административного устройства, принятого в Российской империи. Позже областями стали также называть обширные малонаселённые территории, в основном — в Средней Азии, на Кавказе и Дальнем Востоке, управлявшиеся по иному принципу, нежели обычные губернии.