Россия и Европейский союз

Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России было подписано в 1994 году. В 2010 году на саммите Россия-Евросоюз в Ростове-на-Дону был дан старт амбициозной инициативе «Партнёрство для модернизации». Углублённое сотрудничество предполагало сближение экономик, установление безвизового режима и другие шаги. «майских указов», касающуюся сближения России с ЕС. 25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 года — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС-Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998 года. Идею общеевропейского экономического пространства предложил Романо Проди на саммите ЕС — Россия (2001). Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли. В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем, а государства — участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику. Удельный вес ЕС во внешней торговле России в первом квартале 2019 г. составлял 43,1 %, или 92,2 млрд долл. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта. В 2010 году на саммите Россия-Евросоюз в Ростове-на-Дону был дан старт инициативе «Партнёрство для модернизации». Вопросы, касающиеся евроинтеграции России (в частности, введения безвизового режима и создания единого экономического пространства), находились на повестке дня лишь до начала украинского кризиса 2013-2014 годов. В дальнейшем, после аннексии Крыма Россией и начала вооружённого конфликта на востоке Украины, гораздо более актуальными стали вопросы, относящиеся к взаимным экономическим и политическим санкциям.

27 августа 2002 года президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств — членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете планов расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом обсуждения вопроса о безвизовых поездках граждан России и стран Евросоюза. «По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, всё ещё сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо чётко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Переговоры по переводу в практическую плоскость деклараций о стратегическом партнёрстве, предусмотренном Соглашением 2005 года, продвигались медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства. С расширением ЕС в 2004 году негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усилилось.

Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России. Россией компенсационных выплат с иностранных авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута, не имеющего аналогов в мировой практике. С начала аннексии Крыма Российской Федерацией позиция западного сообщества (в том числе Евросоюза) состояла в осуждении вмешательства России во внутренние дела Украины и поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины. 6 марта 2014 года на внеочередном заседании Европейского совета по Украине было принято решение считать референдум о аннексии Крыма Россией незаконным, поскольку он не соответствует конституции Украины. Участники заседания призвали Россию немедленно вернуть свои войска в места их постоянной дислокации и обеспечить доступ международных наблюдателей в Крым, а также начать переговоры с Украиной. До тех пор, пока это не будет сделано, участники заседания приняли решение заморозить переговоры с Россией по визам и новому соглашению о партнёрстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *