Ле́нинский проспе́кт — улица в районе Якиманка Центрального административного округа, в Донском районе Южного административного округа, Гагаринском, Ломоносовском, Обручевском районах, в районе Тёплый Стан Юго-Западного административного округа и в районах Проспект Вернадского и Тропарёво-Никулино Западного административного округа города Москвы. Проходит от Калужской площади до МКАД. В его состав вошли: Большая Калужская улица (от Октябрьской площади до площади Калужской Заставы), новопостроенный участок от Калужской Заставы до Боровского шоссе (прямо посередине нынешнего Ленинского проспекта в районе домов 68-70 ещё в 1956 году стояла деревня Семёновское) и часть Киевского шоссе (от Ломоносовского проспекта до тогдашней границы города, реально Ленинский проспект прошёл по совершенно новым координатам параллельно этим дорогам, но спрямлённым). После расширения Москвы в августе 1960 года название Ленинский проспект было распространено на Киевское шоссе в пределах МКАД. В 1960-1970-е годы примыкающие к проспекту улицы получили названия в честь родных и близких вождя: его брата — улица Дмитрия Ульянова, сестры — улица Марии Ульяновой, жены — улица Крупской, а также личного секретаря — улица Фотиевой.
Ленинский проспект расположен между Комсомольским проспектом, далее проспектом Вернадского и Профсоюзной улицей параллельно им. Начинается от Калужской площади на пересечении с Садовым кольцом — Крымским Валом и Житной улицей как продолжение Большой Якиманки. До пересечения с Третьим транспортным кольцом c нечётной стороны примыкают проезд Апакова, Безымянный проезд, улицы Академика Петровского и Стасовой, с чётной — Титовский проезд и проход к Пушкинскому мосту в парке Горького. На площади Гагарина к проспекту примыкают съезды Третьего транспортного кольца на улицы Орджоникидзе и Сергея Капицы и начинающиеся оттуда улица Косыгина и проспект 60-летия Октября. Под площадью проходит Гагаринский тоннель. Затем магистраль пересекает улицу Академика Зелинского, затем с нечётной стороны примыкают улицы Академика Несмеянова, Бардина, Ляпунова, Губкина, с чётной — улицы Академика Зельдовича, Фотиевой, площадь Академика Тамма и Молодёжная улица. Перед последней на площади Академика Прохорова улица Дмитрия Ульянова (с нечётной стороны) переходит в Университетский проспект (с чётной стороны). На площади 60-летия СССР проспект пересекает Ломоносовский проспект. После этого с нечётной стороны примыкают улицы Панфёрова, Гарибальди, Академика Пилюгина, Новаторов, Обручева, Миклухо-Маклая, Саморы Машела, Островитянова, Академика Бакулева и Теплостанский проезд, с чётной — улицы Строителей, Крупской, Марии Ульяновой, Кравченко, Удальцова, Лобачевского, 26 Бакинских Комиссаров, проспект Вернадского, Рузская улица, улица Академика Анохина.
Улицы Обручева и Лобачевского составляют часть Южной рокады. За 45-м километром МКАД улица продолжается как Киевское шоссе по территории Новомосковского и Троицкого административных округов и района Внуково ЗАО, а далее — как трасса М-3 Украина. Является второй по ширине улицей Москвы — после Ленинградского проспекта. Его ширина колеблется от 108 до 120 метров. Единственная в Москве радиальная магистраль, не меняющая название на всём протяжении — от Садового кольца до МКАД. Благодаря этому Ленинский проспект долгое время был самой длинной улицей Москвы, но в 1985 году, после включения в состав Москвы района Бутово, утратил этот статус в пользу Варшавского шоссе, имеющего в Бутове длинный участок за МКАД. Основная дорога в этом направлении сформировалась давно (до XVII века) — как дорога от Калужских ворот Земляного города на Калугу. На карте конца XVII века дорога до Калужской заставы Камер-Коллежского вала называлась Большая Донская улица (в честь Донского монастыря, находившегося недалеко от дороги). В таком виде улица просуществовала до конца 1950-х годов до объединения и переименования.
Развитие Москвы в юго-западном направлении было предусмотрено Генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Поэтому уже в конце 1930-х годов началась застройка Большой Калужской улицы (часть нынешнего Ленинского проспекта от бывшей Октябрьской площади до Калужской заставы) многоэтажными жилыми домами. Несмотря на то, что в те годы этот район был окраиной Москвы, он уже тогда считался достаточно престижным из-за своей новизны, а также потому, что это была дорога в новый московский аэропорт Внуково. Участок проспекта от Калужской заставы до Ломоносовского проспекта реконструирован в 1957, от Ломоносовского проспекта до ул. Кравченко — в 1959, от ул. Кравченко до ул. Лобачевского — в 1966, от ул. Лобачевского до ул. Миклухо-Маклая — в 1969, от ул. Миклухо-Маклая до МКАД — в 2001. В 1962 была построена транспортная развязка на пл. Гагарина (реконструирована в 2001 в связи со строительством Третьего Транспортного кольца), в 2001 — развязка с проспектом Вернадского и ул. Островитянова, а также с Теплостанским проездом.