Самостоятельная оптимизация сайта полезна в разных случаях: например, если у вас малый бизнес и нет денег на делегирование подрядчику; или вы твёрдо решили освоить новое направление в диджитале. Внутри статьи много ссылок на другие материалы Журнала: в них вы можете узнать больше о том, как сделать SEO-продвижение сайта самостоятельно. Знакомиться с SEO ещё проще, если пройти наш бесплатный курс SEO для начинающих — он разбит на удобные модули, к которым вы всегда сможете вернуться после прохождения. В конце дадим сертификат! SEO-оптимизация — комплекс работ по поисковой оптимизации, благодаря которому сайт будет занимать высокие позиции в выдаче поисковиков и сможет привлекать больше органического трафика. В отличие от рекламы грамотно оптимизированный сайт действительно будет решать задачу пользователя: узнать что-то, купить необходимый товар или получить нужную услугу. Если всё сделано правильно, пользователи, которые зайдут на сайт, будут готовы сделать целевое действие — купить, зарегистрироваться, оформить, потому что они изначально пришли с этой задачей. Получается, поисковик работает как фильтр: из всех людей, которые заходят в интернет, он находит тех, которым интересно то, о чём вы пишите или что вы продаёте.
n
Если у вас оптимизированный сайт, то на первых строчках в поисковой выдаче будет именно он — тогда пользователь, скорее всего, кликнет по нему. Чтобы ваш сайт попал в ТОП, поисковики должны поставить ему высокую оценку: они проверяют техническую оптимизацию, контент, работоспособность сайта, его релевантность. Этим занимаются поисковые алгоритмы или асессоры — люди, которые анализируют сайт с опорой на факторы ранжирования. У Google, например, это E-E-A-T. В SEO нет предела совершенству: поисковики регулярно публикуют обновления, создают новые алгоритмы, внедряют нейросети. Даже лучшие эксперты непрерывно учатся тонкостям, поэтому если у вас есть возможность обратиться к подрядчику, лучше сделать так — это поможет вам избежать ошибок в оптимизации. О том, как понять, что SEO-специалист вас не обманывает, если вы вообще в этом не разбираетесь, читайте в нашем телеграм-канале. Часто возможности обратиться к подрядчикам нет — например, у малого бизнеса с совсем небольшим бюджетом. В таком случае вы можете узнать, как сделать SEO на сайте самостоятельно — в интернете есть много материалов об этом.
n
Старайтесь проходить курсы — среди них есть в том числе бесплатные; читать о SEO — например, Топвизор-Журнал; общаться с квалифицированными специалистами, посещать конференции. Можно попросить совет или задать вопрос по SEO в специальных чатах: например, в чате Топвизор-Журнала, где на них отвечают практикующие специалисты и эксперты. Семантическое ядро сайта (СЯ) — список запросов, по которому пользователи ищут ваш сайт. Чтобы разработать структуру сайта и подготовить контент, нужно сначала спарсить запросы и сгруппировать их по интенту. Семантика — не просто список ключевых слов, которые нужно добавить в статьи. Это пользовательский спрос, с опорой на который мы можем погрузиться в тематику, прояснить особенности бизнеса, отследить сезонный спрос, выявить неочевидные запросы, построить план продвижения и даже изменить структуру сайта. Собирать запросы нужно в сервисах веб-аналитики, в сервисах, которые позволяют анализировать конкурентов — например, «Анализ конкурентов» в Топвизоре, в Яндекс Вордстате. После этого запросы нужно очистить от нецелевых и сгруппировать по интенту, то есть кластеризовать. Подробно о том, как сгруппировать запросы и каким методом воспользоваться, читайте в статье «Как провести кластеризацию запросов».
n
По сути, каждый кластер соответствует странице на вашем сайте — тогда пользователь найдёт то, что искал. Следовательно, чем больше у вас контента, товаров или услуг, тем больше будет кластеров. Всё, что вы публикуете на сайте, должно удовлетворять интересам пользователя — текст, картинки, видеоролики. Создавайте полезный и удобный контент для пользователя: приглашайте экспертов в качестве авторов статей, публикуйте гайды по использованию ваших продуктов, добавляйте визуал или видеоролики, если это поможет пользователю разобраться в чём-либо. Не забывайте о перелинковке: страницы должны ссылаться на другие страницы — это повышает время пользователя на сайте и улучшает поведенческие факторы. Оптимизация сайта включает в себя несколько разделов, от которых зависит работоспособность сайта. Подробно о технической оптимизации читайте в статье «Руководство для SEO-специалистов по техническому SEO». Структура сайта работает как карта: если она удобная и понятная, то пользователь не будет теряться на сайте. Но есть один посетитель, на которого нужно обратить особое внимание — поисковый робот. Он просматривает все страницы сайта и влияет на их индексацию, но тоже может запутаться в неудачной структуре и не добраться до важных или новых страниц.
n
В таком случае они не будут проиндексированы, то есть не смогут попасть в поисковую выдачу. Чтобы составить структуру сайта, нужно продумать все необходимые страницы или изучить, какие есть сейчас. Выделяют три вида структур сайта: линейная, блочная, иерархическая. Под каждый кластер нужно создать свою страницу — так на каждый запрос из вашего семантического ядра будет отдельная страница в выдаче. Улучшить навигацию пользователей и поисковых роботов можно с помощью хлебных крошек и пагинации. Хлебные крошки — цепочка ссылок, по которой движется пользователь. Обычно она начинается с главной страницы и заканчивается той, на которой находится пользователь. Это простое средство поможет посетителю сайта вернуться на любой шаг своего пути. Создать хлебные крошки можно вручную, с помощью PHP-кода, или с помощью плагинов: Breadcrumb или YoastSEO. Пагинация делит контент на сайте на страницы: это сокращает время загрузки и помогает поисковым роботам индексировать содержимое. Важно настроить пагинацию так, чтобы роботы индексировали не только главную страницу. Карта сайта — файл в формате .xml, в котором содержатся ссылки на все важные страницы сайта для индексации.
n