Поисковая оптимизация (Search Engines Optimization, SEO) — это процесс улучшения сайта таким образом, чтобы он соответствовал требованиям и критериям качества поисковых систем (ПС). Представительство ресурса в поиске играет важную роль для его продвижения, поскольку именно выдачи Яндекса и Google являются главными источниками органического трафика в рунете. В базах поисковиков хранятся сотни миллионов веб-сайтов, и чтобы попасть на первые страницы результатов ранжирования, оптимизаторы настраивают и продвигают свои проекты самостоятельно. Если этого не делать, сами алгоритмы SE (Search Engine) не поднимут сайт на верхние позиции. В статье говорим о том, как настроить SEO самому за 10 шагов. 1. Аудит сайта на ошибки. 2. Сбор и кластеризация семантического ядра. 3. Работа над структурой сайта. 4. Написание title и description. 5. Ускорение загрузки страниц. 7. Адаптация под мобильные устройства. 10. Снятие позиций сайта. На движение веб-ресурса в результатах поиска влияет множество факторов, и хотя точные алгоритмы ранжирования не раскрываются, поисковики дают общую информацию о критериях, по которым роботы оценивают качество сайтов. В Яндекс и Google они плюс-минус одинаковы.
Для SEO учитываются технические аспекты (вроде ответа сервера и скорости загрузки), структура проекта, его внутренняя навигация, польза контента, поведение пользователей на сайте, ссылочная масса и другие параметры. В нашей пошаговой инструкции мы подробно разберем основные моменты, настройкой которых стоит заняться в первую очередь, если ведете раскрутку самостоятельно. Прежде всего самостоятельное SEO-продвижение предполагает оптимизацию технической части сайта. Речь идет о заполнении таких файлов, как robots.txt и sitemap.xml, о проверке корректности ссылок, перенаправлений и кодов ответа сервера, об установке безопасного протокола передачи данных (HTTPS), об удалении дублированного контента и т. п. Поисковые системы строго относятся к наличию технических ошибок, поэтому, если их не устранить, в дальнейшей СЕО-оптимизации не будет смысла. Мы понимаем, что самому уследить за всеми неисправностями крайне сложно, тем более, если сайт содержит сотни и тысячи страниц. Поэтому рекомендуем вам воспользоваться сканером веб-сайтов Screaming Frog SEO Spider или похожим инструментом. Эта программа делает полный SEO-аудит проекта: показывает коды ответа для каждой страницы, находит 404-е ошибки, дубли, неработающие ссылки, URL с небезопасным HTTP-протоколом, помогает создавать XML-карту и обнаруживает веб-документы, заблокированные для поисковых роботов.
SEO-паук также анализирует заголовки: определяет их длину в символах, показывает повторяющиеся title и description, визуализирует сниппеты в Google-выдаче. Это лишь часть доступных функций. Чтобы самостоятельно оптимизировать сайт с помощью этого инструмента, установите его на свой компьютер и введите URL-адрес в соответствующее поле вверху интерфейса. В бесплатной версии сканер сделает аудит первых 500 урлов и будет ограничен в возможностях (например, не сможет проверить орфографию). Для активации полного функционала потребуется купить лицензию. Под семантическим ядром в поисковой оптимизации понимается совокупность всех целевых запросов, по которым пользователи могут искать сведения, представленные на страницах сайта, а также связанных с темой слов и фраз. Проще говоря, вам необходимо собрать как можно больше словесных формулировок, которыми пользуются люди при поиске информации в вашей нише. Подумайте, как бы вы сами составили поисковый запрос и какие бы слова при этом использовали. Например, «ремонт ноутбука в Москве». Далее, на основе этих самостоятельно выделенных ключей можно расширить ядро с помощью онлайн-сервиса Яндекс.Вордстат.
Введите ключ в поле и нажмите «Подобрать». Сервис проанализирует статистику запросов по теме, покажет, что еще искали вместе с указанной фразой, подберет похожие. Добавьте результаты в ядро. Теперь все собранные ключевые слова нужно кластеризовать, т. е. При грамотном SEO-продвижении у каждой страницы есть свое «мини-ядро» (кластер) — набор ключей, по которым продвигается конкретно она, а не весь ресурс целиком. К примеру, вы оказываете услуги по ремонту бытовой техники, и на сайте есть несколько разделов: «Стиральные машины», «Холодильники», «Плиты». Человеку, который хочет починить стиралку, не нужен специалист по кухонной технике, поэтому при запросе «ремонт стиральной машины» в поиске должна быть ссылка на соответствующий раздел вашего веб-ресурса. Для этого требуется оптимизировать его под отдельные ключи. Не забудьте учесть и цель перехода: если пользователь использует приставки вроде «купить» или «цена», отсылать его в блог с информационной статьей вместо карточки товара будет неправильно. Внутреннее строение веб-сайта имеет большое значение не только для SEO-оптимизации, но и с точки зрения пользовательского опыта. Иерархия страниц внутри проекта должна быть понятной и простой, чтобы до любой важной части можно было добраться в 3-4 клика с «главной».
Это важно для быстрой индексации и удобства посетителей. Начинать продумывать структуру лучше заранее, но если у вас уже действующий сайт, не беда — изменить стратегию продвижения никогда не поздно. На предыдущем этапе вы самостоятельно составили несколько кластеров с ключевыми фразами. В идеале под каждый из них необходимо выделить посадочную веб-страницу. Разумеется, располагать их все на одном уровне вложенности необязательно. Определите, сколько таких страниц нужно сделать и как логичнее всего подавать информацию (в каком порядке). Практика показывает, что эффективнее использовать древовидную структуру, но решайте сами. Полезно подсмотреть организацию веб-страниц у конкурентов. Самостоятельная оптимизация структуры заключается в том, чтобы схематично обозначить, какие разделы должны присутствовать на сайте, на какие подразделы они расходятся и т. д. После этого вы можете либо отдать схему разработчикам, которые реализуют ее в проекте, либо настроить все самостоятельно, если владеете навыками программирования. В некоторых CMS сделать это достаточно легко. Итак, у вас есть список ключевых запросов и страницы, которые будут по ним продвигаться. Можно приступать к самостоятельной оптимизации метатегов — служебных элементов HTML-кода, которые содержат данные о тематике документа.