С помощью SEO-аналитики можно понять, как улучшить видимость сайта в поисковых системах, оптимизировать его для целевой аудитории и повысить конверсию. Регулярный мониторинг результатов продвижения позволяет оперативно вносить правки в стратегию и улучшать показатели по позиции в выдаче, объему органического трафика и количеству целевых действий. Рассматриваем, какие инструменты и метрики используются для измерения эффективности SEO-продвижения и как эти данные можно использовать для улучшения результата. Рассмотрим, для чего нужна SEO-аналитика и как она повышает эффективность продвижения. SEO-аналитика — это процесс сбора данных о динамике посещаемости сайта и о его видимости в поисковых системах для понимания результативности выбранной стратегии SEO-продвижения. Аналитика выявляет проблемы, которые мешают SEO-продвижению, поэтому в соответствии с ее результатами стратегию корректируют, а сайт повторно оптимизируют. Анализ можно проводить при помощи сервисов от поисковиков — Google Analytics и Яндекс Метрики. Перед началом анализа нужно выбрать, какое действие посетителей вы будете отслеживать — в Яндекс Метрике это называется “Цели”, в Google Analytics — события. Выбор цели или события позволяет понять, как оптимизация повлияла на разные целевые действия и интерпретировать эту информацию.
Например, если значительная часть посетителей добавляет товары в корзину, но не оформляет заказ, искать причину можно в неудобной форме для оплаты, проблемах с платежной системой или высоких ценах на доставку. Охват — это общее количество пользователей, которые перешли на ваш сайт. Считаются только уникальные переходы, повторные посещения в этот показатель не включаются. И Яндекс Метрика, и Google Analytics позволяют отслеживать статистику по охватам за все время, за определенный срок, для всего сайта или для отдельных страниц. Вовлеченность — это активность посетителей и их взаимодействия с контентом. Чем больше времени пользователь проводит на сайте, переходит по ссылкам, открывает картинки и видео и повторно посещает страницы, тем выше этот показатель. По результатам анализа пользовательского поведения делают выводы о том, нужно ли менять стратегию продвижения и что именно в ней нужно корректировать. “не нашел нужного товара”, “не подошла цена”, “собираюсь сделать покупку позже” и т.д. Для получения более точных результатов в аналитике используют дополнительные инструменты. Search Console — это инструмент от Google, который позволяет проанализировать, как поисковик “видит” сайт. Обратными называют ссылки, размещенные на других ресурсах и ведущие на сайт компании. Чем их больше, тем более значимыми будут эти страницы для поисковика. Повышают ранжирование только ссылки на авторитетных источниках, а спамные сайты, созданные специально для размещения неполезных для пользователя перелинковок, ухудшают позицию в рейтинге. При мониторинге можно выявить “плохие” ссылки и удалить их.
SEO-аудит сайта — это проверка на соответствие требованиям поисковых систем, которая поможет избежать проблем при продвижении сайта с нуля или найти причины резкого снижения трафика уже продвигаемого ресурса. В процессе аудита анализируем все важные параметры сайта, влияющие на рейтинг в поисковых системах, выделяем ошибки и слабые места, чтобы потом их исправить. С чего начинать аудит, чтобы работа не прошла впустую. Какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на ранжирование (процесс сортировки в выдаче поисковиков). Как самостоятельно провести SEO-анализ сайта с помощью инструментов Яндекса и Google, а также стороннего условно-бесплатного софта. В конце — чек-лист для быстрой проверки сайта на SEO-оптимизацию. Начать аудит стоит с проверки индексации (процесса сбора и добавления данных о страницах и контенте сайта в базы поисковых систем). Если есть проблемы, сайт нужно вернуть в выдачу — это самое важное. В Яндекс Вебмастере информация об индексировании сайта доступна во вкладке «Диагностика». Следующий пунктом будет проверка индексации страниц в разделе «Индексирование» — «Страницы в поиске».
Сильный разрыв между добавленными и исключенными страницами говорит о наличии проблем с индексацией. Аналогичную операцию нужно провести в Google Search Console — в отчетах «Проблемы безопасности» и «Меры, принятые вручную». Дальше нужно проверить индексацию страниц с помощью отчета «Покрытие». В нем можно найти страницы с ошибками или страницы, исключенные из индекса. Это следующий шаг после анализа индексации. Без решения технических неисправностей дальнейшие работы по SEO будут малоэффективны. Основные параметры и ошибки можно проверить через Яндекс Вебмастер и Search Console. Ошибки в коде. Проанализировать корректность HTML-кода можно через службу Validation Service, а для проверки CSS там же есть инструмент CSS Validation Service. Файл robots.txt. В разделе Яндекс Вебмастера: «Инструменты» — «Анализ robots.txt». Дубли страниц, корзина и административная панель не должны индексироваться. Файл sitemap.xml. Корректное заполнение карты сайта можно проверить в Яндекс Вебмастере: «Инструменты» — «Анализ файлов Sitemap». Битые ссылки. Чтобы проверить наличие ссылок, которые написаны неправильно или ведут на несуществующие страницы, можно воспользоваться отчетом Вебмастера по адресу «Ссылки» — «Внутренние ссылки». Несуществующие страницы. Определить страницы с ошибкой 404 можно в разделе Яндекс Вебмастера «Статистика обхода» или через отчет «Покрытие» в Google Search Console.
Дубликаты страниц. Чтобы найти страницы с одинаковым или очень похожим контентом, нужно перейти в раздел «Страницы в поиске» Яндекс Вебмастера. Отчет «Исключенные страницы» покажет все дубликаты на сайте. Проблемы с микроразметкой. Для анализа микроразметки (дополнительных тегов и аргументов, которые помогают поисковым роботам лучше распознавать контент) в Яндекс Вебмастере нужно зайти в раздел «Инструменты» — «Валидатор микроразметки», а в Google Search Console воспользоваться сервисом «Проверка структурированных данных». Адаптивная верстка. Проверить оптимизацию сайта под мобильные устройства можно в Яндекс Вебмастере в разделе «Инструменты» — «Проверка мобильных страниц». Или с помощью сервиса Google Mobile Friendly Test. В журнале «Конверт» разбирали и сторонние инструменты для проверки адаптивности. Скорость загрузки. В Яндекс Вебмастере ее можно измерить в разделе «Инструменты» — «Проверка ответа сервера», показатель не должен превышать 200 мс. Также для проверки можно использовать сервис Google — PageSpeed Insights, где скорость оценивается по 100-балльной шкале. Человекопонятные URL. Все адреса должны быть прописаны транскрипцией или английским переводом, чтобы быть понятными для пользователей, и отражать наполнение страницы. При этом важно соблюдать вложенность URL-адресов согласно структуре сайта: каждая страница должна принадлежать своему разделу, товарная карточка — категории каталога.