С точки зрения SEO-продвижения каждый проект уникален: где-то есть ограничения из-за специфики ниши, с какими-то проектами работают годами и кажется, что больше расти некуда и сделано все возможное, чтобы выбраться в топ. Можно ли найти в этом случае точки роста и как это сделать? Мнением поделился Сергей Бахчаев, SEO-специалист «Комплето». Основная и недооцененная возможность вырасти — устранить все технические проблемы, иначе все дальнейшие манипуляции не принесут результата. Поэтому первое, что делают опытные специалисты — углубленный технический аудит, в рамках которого фиксируются и впоследствии исправляются все ошибки. На что стоит обратить внимание в первую очередь. Рассмотрим несколько базовых моментов. Код ответа 301 — старая страница «переехала» навсегда и перенаправляет нас на новую. Код ответа 302 — старая страница временно «переехала» и перенаправляет нас на новую. Код ответа 404 — страница не существует. Все подобные ссылки сильно усложняют жизнь поисковым роботам, сканирование сайта замедляется. Необходимо их найти и исправить на верные, либо удалить. Сайт целиком, особенно приоритетные страницы должны быть открыты для индексации поисковыми роботами.
При этом некоторые типы страниц (технические, фильтры, результаты поиска по сайту, корзина и т. д.) должны быть закрыты от индексации. В этом пункте поговорим об оптимизации метатегов для улучшения позиций сайта. 1. Находим страницы, где метатеги отсутствуют или дублируются. Переходим на них и исправляем это. 2. Оптимизируем существующие метатеги: Title и Description. Общие. Они должны быть заполнены и уникальны в рамках сайта, при этом не должны дублировать друг друга на одной странице. Для Title. Важные ключевые запросы должны быть в начале метатега. Для коммерческих страниц title должен содержать добавки «купить», «цена», «заказать» и т. д. Не должно быть спама — переизбытка ключевых слов, и он должен быть написан понятным языком. Длина: 65-70 символов, но лучше опираться на данные о конкурентах в топе выдачи. Для Description. Описывает суть содержания страницы, мотивирует перейти на нее. Содержит ключевые слова, но они могут быть распределены по всей структуре метатега. Это далеко не все пункты технического аудита, но даже эти базовые действия помогут сайту значительно вырасти.
Важен подход к аудиту. Зачастую специалисты делают поверхностное исследование, чтобы ускорить процесс запуска работ по проекту и выявить явные проблемы. Таким образом важные нюансы могут остаться незамеченными. Если сайт небольшой и ранее с ним не работали активно, то даже при незначительной оптимизации, вы увидите рост. Но в случае с крупными ресурсами, с разветвленной структурой, где, кажется, сделали уже все — такого погружения будет недостаточно. Так как эффект от SEO-работ будет сходить на нет из-за технических недочетов. Важна периодичность. Практически невозможно раз и навсегда устранить все ошибки и забыть об этом. Если с сайтом активно работают в техническом плане и выкатывают обновления, тестируют гипотезы, то новые проблемы могут возникать в режиме реального времени. Важно держать руку на пульсе, чтобы вовремя их устранить, пока они не оказали влияние на важные показатели. Вот один из наших кейсов, в котором именно технические и базовые работы повлияли на высокий результат — рост трафика. На графике тенденция отражает показатели, которые были у сайта в прошлом году, в нашем случае — стагнация.
Прогноз — рост сайта, который мы ожидали, с учетом SEO-работ. Это метрика определяет соотношение числа кликов к числу показов сниппета в поисковой выдаче. Сниппет — блок с информацией в результатах поиска. На сайтах есть страницы, которые довольно высоко ранжируются — по многим запросам выходят в топ-10 и выше. Но при этом кликов по сниппету очень мало. Получается ситуация — показов много, а переходов на сайт мало. Рассмотрим способ проверки и улучшения CTR с помощью инструмента «Эффективность» в Google Search Console. На примере видим, что средняя позиция страницы — 8,1. В поисковой выдачи Google ее показали 494 раза, но перешли всего лишь дважды, CTR- 0,4%. Увеличив его до средних показателей равных 8-10%, мы значительно увеличим посещаемость этой страницы. Проработав все страницы с низким CTR, увеличим посещаемость всего сайта. В том же инструменте «Эффективность» в Google Search Console смотрим по каким запросам ранжируется проблемная страница. Выбираем наиболее популярные и идем с ними в поисковую выдачу. Вводим запрос и анализируем сниппеты свои и конкурентов.
Заголовок. Обычно на его место выводиться title. Он может быть непривлекательным для пользователя или устаревшим, например, указан неактуальный год, естественно, в 2023 году читать про 2018 никто не будет. Описание. Обычно на его место выводиться description, но необязательно — поисковые системы могут брать любой другой фрагмент текста на странице для отображения в описании, если сочтут его более информативным. Переписываем наш description с целью сделать его более привлекательным и мотивирующим кликнуть по сниппету. Микроразметка. В сниппетах дополнительно могут отображаться изображения, рейтинги, цены от и до и т. д. Анализируем микроразметку конкурентов. Ищем, что они упустили и прорабатываем это на нашей проблемной страничке. Если краулинговый бюджет тратится на некачественные страницы, например, с редиректами или ошибками, то поисковый робот может просто не дойти до нужных страниц, которые мы проработали. То есть все это время мы не увидим результатов от продвижения. Проверить, на что тратиться краулинговый бюджет, можно в Google Search Console. Настройки → Статистика сканирования → Открыть отчет.