SEO (Search Engine Optimization) — это доработка сайта с целью повышения качества индексации, улучшения его позиций в органической выдаче поисковых систем и привлечения дополнительного трафика из поиска (SERP). Чем чаще сайт показывается по запросам в поисковой выдаче, тем больше трафика — а значит и клиентов — он может привлекать. Но чтобы этого добиться, нужно понять, как работают поисковые машины и почему SEO — неотъемлемая часть продвижения практически любого бизнеса. Поисковые системы, такие как Яндекс и Google, в ответ на вопросы пользователей находят нужные страницы в интернете. При этом поиск не обходит весь интернет при каждом запросе пользователя, он отображает ту информацию, что уже была собрана и обработана поисковыми роботами. Эта информация хранится в специальной базе данных, которая называется поисковым индексом, и сайт сможет отображаться в поиске, только если попадет в этот индекс. Поисковая система на основе анализа сотен факторов выстраивает страницы сайтов, которые попали в индекс, в порядке от наиболее релевантных к менее релевантным и выводит их в результаты поиска. Этот процесс называется ранжированием.
Узнайте подробнее, как поисковые системы сканируют, индексируют и ранжируют сайты и как управлять процессом, в нашей статье «Индексирование сайта: что это и как им управлять». После ввода запроса пользователь попадает на страницу поисковой выдачи, где отображаются контекстные рекламные объявления и результаты органического поиска. Чтобы попасть в результаты органической выдачи, необходимо заниматься SEO. Что можно получить от SEO? Сохранить имеющийся трафик. Изменения на сайте и в алгоритмах поиска могут привести к потере существующего трафика, а внедрение нового функционала или создание нового контента без учета требований SEO — к потере потенциального. Чем больше сайт и чем больше трафика с поиска он получает, тем выше цена ошибки. Улучшить позиции сайта по поисковым запросам. Вывод сайта в ТОП и есть главная задача SEO, ведь именно в ТОП-10 сосредоточен почти весь органический трафик (пользователи редко смотрят дальше первой страницы поиска). Увеличить тематический трафик. Рост позиций по запросам, популярным у пользователей, — это привлечение новых посетителей на сайт. Повысить качество трафика. У трафика из поиска часто лучше поведенческие факторы, так как при правильном подходе к оптимизации пользователям выдается тот контент, в котором они заинтересованы.
Оптимизировать путь пользователей внутри сайта. Оптимизация перелинковки и работа над UX могут улучшить качество взаимодействия пользователя с сайтом, что, вероятно, также благоприятно скажется на конверсиях. Увеличить брендовый трафик. Путем оптимизации сайта под брендовые запросы можно добиться лучших показателей по брендовому трафику, а за счет внешней оптимизации — дополнительно повысить цитируемость бренда в сети. Увеличить трафик на страницы, которые уже в ТОПе. Например, благодаря оптимизации сниппетов в поисковой выдаче можно значительно повысить CTR. Что нельзя получить от SEO? Занять первую позицию по всем запросам со 100% гарантией. Быстро добиться результатов. Обычно первые результаты видны спустя 1-2 месяца после старта работ. Быстро вытеснить конкурентов с первых позиций. Борьба за высокие места еще более затруднительна, чем попадание в ТОП-10. Быть в ТОПе по брендовым запросам конкурентов. Изменить алгоритмы поисковых систем. Создать высокий спрос на новый бренд или продукт. Получить результат без изменений на сайте. По данным BrightEdge, на поисковый трафик приходится 53% всего трафика в интернете. При этом платный трафик занимает около 15% среди всего трафика B2B- и B2C-сайтов.
По данным StatCounter, Google сохраняет мировое лидерство среди всех поисковых систем с долей рынка 93%. Ежедневно по всему миру задается более 5 миллиардов поисковых запросов — и это только в Google. В России картина другая: лидерами являются Яндекс и Google, причем, по данным сервиса Яндекс Радар, лидирует Яндекс: 63,8% против 35,8% у Google. Набор конкретных работ по поисковой оптимизации определяется SEO-стратегией. До запуска продвижения проекта SEO-специалист должен оценить сайт, определить точки роста трафика и подготовить план работ, не забывая про приоритеты и ограничения бизнеса. Дальше работы по поисковой оптимизации можно условно разделить на 2 основных направления. Внутренняя оптимизация — главная точка роста органического трафика практически у любого сайта. Именно сюда относятся работы, направленные на улучшение индексации, повышение текстовой релевантности, оптимизацию поведенческих и коммерческих факторов и т. д., — то есть работы с продвигаемым сайтом. Техническая оптимизация — это мероприятия, которые в первую очередь направлены на улучшение индексации сайта поисковыми системами.