Падение трафика на сайте — это ситуация, которая может внезапно застать врасплох любого вебмастера. Однажды, проверяя статистику, вы можете обнаружить, что количество посещений упало, что напрямую ведет к потере дохода вашего ресурса. Что же делать, если ваш сайт перестал привлекать посетителей? В этой статье разберем 10 основных причин, по которым сайты теряют свою аудиторию. Предложим вам решения, которые помогут исправить ситуацию и вернуть прежний трафик. Падение трафика на сайте — это ситуация, которая может внезапно застать врасплох любого вебмастера. Однажды, проверяя статистику, вы можете обнаружить, что количество посещений упало, что напрямую ведет к потере дохода вашего ресурса. Что же делать, если ваш сайт перестал привлекать посетителей? В этой статье разберем 10 основных причин, по которым сайты теряют свою аудиторию. Предложим вам решения, которые помогут исправить ситуацию и вернуть прежний трафик. Падение трафика — это резкое снижение (от 50% от нормального значения) количества пользователей или посещений, которые сайт получает за определенный период времени.
Чтобы выявить падение трафика на сайте, используйте инструменты аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрика. В этих сервисах откройте отчеты о посещаемости и выберите интересующий вас временной промежуток. Сравните текущие данные с предыдущими периодами (например, сравните текущий месяц с предыдущим или текущую неделю с аналогичной неделей прошлого месяца). Во вкладке «Отчеты» перейдите в «Страницы входа». Выберите фильтр «Источники» — «Последний значимый источник» — «Тип источника» — «Переходы из поисковых систем». Просмотрите, какие страницы или разделы сайта получают меньше трафика, чем обычно. Обратите внимание на изменения в графиках посещаемости этих страниц. Для более детального анализа переключите вид графика на недельный или дневной. Сравните текущие показатели трафика с предыдущими периодами. Войдите в интерфейс Google Analytics 4 и выберите сайт. Перейдите на вкладку «Взаимодействие» → «Страницы и экраны». Это отчет с данными о посещаемости страниц сайта и экранов приложения. Показывает, на каких страницах пользователи бывают чаще всего. В разделе выберите диапазон дат, например, 90 дней.
Сравните текущие показатели трафика с предыдущими периодами. Регулярное наблюдение за трафиком сайта позволит вовремя предотвратить уменьшение числа посетителей. Далее мы рассмотрим, почему может снижаться трафик и что можно сделать, чтобы исправить эту ситуацию. Одна из основных причин падения трафика. Это происходит, когда посетители долго не могут загрузить страницы сайта или получают ошибки вроде 404 или 503. В итоге — уходят. Проблемы с хостингом или сервером. Сбои аппаратного или программного обеспечения на хостинге могут привести к недоступности сайта. Ошибки в коде или конфигурации сайта. Некорректная настройка может вызывать ошибки и проблемы с отображением страниц. DDoS-атака. Злонамеренная атака на сайт с целью создания большой нагрузки и недоступности ресурса. Неоптимальная работа базы данных или CMS-системы, на которой построен сайт. Что делать в случае недоступности сайта? Проверить журналы ошибок хостинга или сервера, чтобы найти возможную причину. Оптимизировать работу CMS или базы данных — настроить кэширование, индексы, ресурсы сервера. Увеличить мощность хостинга, если ресурсов сервера не хватает. Исправить ошибки в коде сайта. Настроить правильную обработку ошибок на сайте и отображение пользователю корректных сообщений.
Установить защиту от DDoS-атак. Создать резервную копию сайта на случай аварий и сбоев. Следующее, что стоит сделать при обнаружении резкого снижения трафика — проверить, не попал ли сайт под санкции Яндекса или Google. Существует множество алгоритмических фильтров и ограничений, которые влияют на позиции и можно заподозрить их действие. Например, сайт может попасть под фильтр Яндекса «Баден-Баден» за чрезмерное использование ключевых слов, или же «улететь» в «Минусинск» из-за избыточного количества SEO-ссылок. А Google может наложить фильтр «Панда» за большое количество дублирующегося или скопированного контента. Или фильтр «Пингвин» за переспам и накрутку большого числа ссылок. Хотя далеко не все из фильтров легко диагностируются, начать разбирательство имеет смысл с анализа вебмастерских панелей Яндекс.Вебмастер и Google Search Console. Если Вебмастер и GSC выдали предупреждение о нарушениях на сайте — это может являться причиной падения трафика. Зайдите в Вебмастер → раздел «Диагностика» → «Безопасность и нарушения». Зайдите в Google Search Console → раздел «Поисковый трафик» → «Меры, принятые вручную». Но учитывайте, что не все проблемы отображаются в этих уведомлениях.
Поэтому стоит также сравнить, как менялся трафик из разных источников. Если падение заметно только в Яндексе или Google, скорее всего, дело в их санкциях. Или в изменениях алгоритмов. Что делать? Если вы обнаружили, что причина падения трафика связана с фильтрами поисковиков, вам нужно исправить нарушения, указанные в вебмастерских панелях. Это может быть уменьшение количества ключевых слов на страницах или удаление искусственных SEO-ссылок. После внесения изменений ваш сайт потребует переиндексации поисковыми системами. В любом случае начинайте с вебмастерских панелей — это может сэкономить время на диагностику. И помните, что на трафик также могут влиять обновления алгоритмов поисковых систем, поэтому важно следить за их изменениями. Наряду с техническими проблемами и санкциями поисковиков, причиной резкого падения трафика могут стать вирусы. Откуда они берутся? В большинстве случаев из уязвимостей на самом ресурсе. Это могут быть дыры в системе управления сайтом (CMS), устаревшие версии плагинов и скриптов, слабые пароли доступа и т.д. Злоумышленники активно сканируют Сеть в поисках таких дыр.