SEO-аудит сайта — фраза, которая звучит обыденно для сео-оптимизатора. Все остальные уверены, что это долго, сложно и страшно дорого. Если вы создаете площадки с целью монетизации поискового трафика, в любом случае вам придется время от времени выполнять технический аудит веб-сайта и анализ страниц на оптимизацию. Чтобы вам не нужно было каждый раз платить специалисту, в этой статье мы детально разберем как провести SEO-аудит сайта, как проверить SEO-оптимизацию, что входит в этот процесс, и какие инструменты понадобятся. SEO-аудит сайта — это детальный анализ параметров веб-ресурса, которые влияют на его позиции в поисковой выдаче. Цель SEO-анализа сайта — выявить слабые места и найти точки роста онлайн-площадки, чтобы ничто не препятствовало ее поисковому продвижению. Напомним, что SEO — это не одноразовая задача, а бесконечный процесс. Алгоритмы поисковых систем постоянно обновляются и совершенствуются, ваш онлайн-бизнес развивается, конкуренты не спят. Чтобы расти или хотя бы удерживать позиции, нужно следить за изменениями и быстро реагировать на них. SEO — непрерывный и последовательный процесс, без которого сложно выскочить в органический ТОП по конкурентному запросу.
СЕО аудит необходим для оценки состояния сайта, разработки стратегии поисковой оптимизации, анализа эффективности стратегии продвижения и ее корректировки. ТОПа или резко потерял объемы трафика. В первых двух случаях SEO-анализ будет отправной точкой для оптимизации. В последнем — сайт явно пессимизирован алгоритмами поисковой системы. Но для выведения его из под фильтров сначала потребуется провести поисковой аудит. Получается, что если вы хотите занять ТОП, то сео-анализ сайта придется выполнять регулярно и систематически. В зависимости от типа анализируемых параметров и метрик, все, что входит в аудит сайта, разделяют на несколько больших групп. Каждая из них включает несколько обязательных этапов. Чтобы вы поняли, как сделать аудит сайта самостоятельно, детально рассмотрим весь процесс. Исправление технических неполадок на сайте — не самая трудоемкая и длительная задача, но она же наиболее приоритетная для продвижения. Без решения проблем с технической частью дальнейшие работы по оптимизации будут малоэффективными. Этот этап поискового аудита сайта состоит из анализа следующих показателей. Производительность сайта — это скорость его загрузки со всеми элементами: изображениями, формами, кнопками, баннерами.
Для поисковых систем это критически важный фактор ранжирования, поэтому начинаем SEO-анализ с него. Быстро, точно и бесплатно проверить скорость загрузки десктопной и мобильной версии веб-сайта можно с помощью сервиса PageSpeed Insights. О причинах медленной загрузки сайтов и способах их устранения мы подробно рассказывали здесь. Только одна из них (основная) может отдавать код 200, а остальные три должны редиректить на нее. Дубли могут возникать по разным причинам, но 301-редиректы между версиями с WWW и без, с HTTP и HTTPS — это глобальный вопрос, который принципиально касается работы сайта. Ошибки в верстке приводят к некорректному отображению содержимого страниц сайта на разных типах устройств. Популярные ошибки в коде связаны с неправильными атрибутами к изображениям и скриптам (или их отсутствием), отсутствием кодировки UTF-8, типа документа или других элементов, а также с недостающими, повторяющимися или лишними символами. Тоже самое касается CSS-файлов — если есть ошибки, стили к элементам документа будут отображаться некорректно. Валидность кода не является прямым фактором ранжирования, но влияет на пользовательский опыт. Обнаружить ошибки в HTML-коде можно с сервисом W3C Markup Validation, там же можно проверить и CSS-код с помощью инструмента CSS Validation Service.
Текстовый файл robots.txt находится в корневой папке сайта. В нем прописаны директивы, которые указывают поисковым роботам правила индексации документов на сайте. Их можно прописать для отдельного поискового робота или нескольких сразу. Обычно от индексации закрывают CMS-зависимые файлы, GET-параметры, доступ к техническим ботам и параметры PPC. Также файл robots.txt позволяет задать местоположение sitemap.xml. Файл находится в корневой директории сайта и читается всеми поисковыми ботами. Он показывает, какие страницы сайта должны быть проиндексированы, когда они были созданы и обновлены, с какой периодичностью роботу нужно проверять обновления страниц. Получить отчет о состоянии sitemap.xml можно в Google Search Console. При обнаружении ошибок или отсутствии нужных параметров создать новый файл можно в любом удобном генераторе sitemap.xml. Битые ссылки — это те, которые ведут на несуществующие страницы (удаленные или с некорректным URL). Важно, чтобы по всем несуществующим страницам отдавался код ответа 404, а не 200, иначе это приведет к появлению множества дублей и негативно отразится на пользовательском опыте. Вцелом, наличие 404-страниц на сайте — это норма, но их нужно оформить в стиле сайта, перенаправить пользователя на страницу со схожим контентом/товаром или предложить перейти, например, на главную страницу.
Для обнаружения битых ссылок есть много онлайн-инструментов — например, Free Broken Link Checker. Найти 404-страницы можно в отчете “Покрытие” Google Search Console. Страницы с дублированным контентом можно найти в разделе в Google Search Console “Покрытие” в строках со статусом Исключено. Адреса страниц сайта должны быть понятными и легкими для визуального восприятия, в них не должно быть аббревиатур, числовых идентификаторов в виде латинских символов, а длину стоит ограничивать. Страницы с ЧПУ лучше индексируются поисковиками, и, кстати, в них можно дополнительно использовать ключевые запросы в английском или транслитерированном виде. В популярных CMS предусмотрена возможность генерирования ЧПУ, но в конструкторах, к сожалению, эта функция встречается далеко не всегда. Seo аудит сайта — это не только проверка сайта на ошибки, но и текстового наполнения. Title — это заголовок страницы, который видит пользователь во вкладке браузера. В нем должны содержаться ключевые слова, маркерный запрос — как можно ближе к началу. Желательно вместиться в 60-70 символов. Description кратко отображает содержимое страницы опять-таки с употреблением ключевых слов. Этот мета-тег поможет сделать ваш сайт в выдаче симпатичнее, если уместно добавить в текст эмоджи.