Из этой статьи вы узнаете, нужно ли заказчику разбираться в поисковом продвижении, чтобы правильно выбрать подрядчика, на каком этапе начинать его контролировать, и как понять, эффективно ли работает специалист. Кто такой сеошник, и каковы его обязанности? Чек-лист проверки работы подрядчика IКуда смотреть на старте сотрудничества? Кто такой сеошник, и каковы его обязанности? SEO-специалист отвечает за продвижение сайта в поисковых системах. Для этого он использует digital-инструменты, свои профессиональные навыки и наработки. Результатом становится увеличение посещаемости сайта, выход в ТОП выдачи поисковых систем, улучшение юзабилити сайта и привлечение новых клиентов. В теории звучит прекрасно, но вот на деле общение с сеошником для заказчика все равно что сеанс у гадалки — говорит с загадочным отрешенным видом, смотрит в волшебный экран, утверждает, что вас ждет удача, и просит позолотить ручку. Незнание — одна из причин тревожности. Чтобы лишний раз не переживать, не обманывает ли вас SEO-специалист, ознакомьтесь с основной терминологией поискового продвижения в наших статьях — этапы поискового продвижения и особенности внутренней и внешней оптимизации.
Здесь объясняются термины, описываются общие принципы SEO-продвижения, используемые инструменты и методы. Этих знаний будет достаточно для понимания обязанностей сеошника, и в дальнейшем они здорово сэкономят вам время в процессе обсуждений, позволяя сходу вникать в детали и даже самостоятельно оценивать результаты работы. Контролировать SEO-специалиста нужно не тогда, когда все уже плохо, а еще на этапе выбора специалиста или агентства. Есть тревожные звоночки, которые укажут на недобросовестность подрядчиков. О них мы рассказывали в статье на SEOnews. Если же вы уже начали сотрудничество, помните, что продвижение в поисковых системах — дело не быстрое. Увидеть первые результаты можно только после 2-3 месяцев, а судить об эффективности — после первого полугодия. Вам обещают «в ТОП за неделю»? Проходите мимо. Такие мастера либо нагло врут, либо используют черные методы (накрутку поведенческих факторов), что чревато санкциями для вашего сайта. Если вы удивляетесь, почему вы еще не в списке Forbes, ведь ваш сайт продвигают уже 2 недели, — просто наберитесь терпения, изучите наш чек-лист и готовьтесь оценивать результаты работы.
Если же вы уже долго сотрудничаете с SEO-специалистом и чувствуете, что он расслабился, результат перестал вас радовать, или вы хотите большего, то… I Куда смотреть на старте сотрудничества? Чтобы сделать вывод о компетенциях и добросовестности специалиста, нужно обратить внимание на следующие моменты. Просит ли он информацию? Прежде чем начать работу, нужно изучить сферу деятельности заказчика, узнать особенности и преимущества продукта, проанализировать ЦА и конкурентов, региональность, сезонность, цены… Понимая масштаб подготовительных работ, специалист, ценящий свое время, запросит необходимую информацию и экспертизу у заказчика, например, с помощью брифа. Заполняйте его честно и подробно, чтобы digital-специалисты могли со старта двигаться в правильном направлении. Доступы к сайту, сервисам веб-аналитики («Яндекс.Метрика», Google Analytics) и панелям вебмастера («Яндекс.Вебмастер», Google Search Console) нужны непосредственно для проведения работ по продвижению, поэтому у вас должны запросить доступы либо создать новые аккаунты в этих сервисах. На основе информации, полученной из брифа, и личного общения с вами сеошник разрабатывает стратегию продвижения по месяцам с перечнем работ, сроками их выполнения и результатами, к которым они должны привести.
Может ли обосновать стоимость? Здесь важно понимать, что как агентства, так и фрилансеры могут называть ну очень разные цены — от десятка до сотен тысяч рублей. Ваша задача понять, насколько они адекватны. Попросите обосновать озвученную стоимость продвижения. Как правило, ценообразование зависит от состава работ, количества задействованных специалистов и расчасовки их рабочего времени. Кроме того, SEO-работы могут включать оплату различных сервисов и услуг. Обговорив стратегию продвижения и примерный состав работ, который будет выполнен на сайте, вы поймете, почему вам предлагают низкую цену (это бывает, если выполняются очень простые работы, если работы непростые, но выполняет их начинающий специалист, или если работы автоматизированы) или, наоборот, высокую (это бывает, если решаются масштабные продвинутые нестандартные SEO-задачи). Если вы очень хотите сэкономить, делайте это разумно. Соглашаясь на SEO по цене ниже среднерыночной, вы рискуете. Во-первых, банально потерей времени и недостижением вообще никакого результата. Заплатив чуть больше, вы могли бы уже выйти на качественно новый уровень продаж и развития. Во-вторых, недобросовестные специалисты могут загнать ваш сайт под санкции поисковых систем, выход из-под которых потребует колоссальных вложений.