Пошаговая инструкция составлена на основе 10 лет практики SEO-продвижения интернет-магазинов. Сюда включены только самые эффективные способы оптимизации сайта, все что не работает или дает низкую эффективность — исключено. При выполнении задач важно соблюдать указанную последовательность, ряд задач можно выполнять параллельно. Для успешного SEO-продвижения интернет-магазина нужно подготовить техническое состояние таким образом, чтобы Яндекс и Google максимально быстро поставили в ТОП целевые URL. Если не выявить и не исправить технические ошибки на сайте — срок продвижения сильно затянется, окупаемость инвестиций в SEO увеличится. В данной статье отдельное внимание будет уделено проблеме индексации и способам ее решения, т.к. для большинства интернет-магазинов это одна из сильнейших точек роста, как на старте продвижения, так и на протяжении многих лет развития. Прежде чем выполнять работы по оптимизации страниц, нужно убедиться, что поисковые системы смогут найти их на сайте, просканировать и проиндексировать (занести в свою базу данных). Если не выполнить данную проверку и не исправить выявленные ошибки, большие риски потратить много времени и денег впустую — о результатах последующей оптимизации Яндекс и Google просто не узнают.
Очень часто в поисковые базы попадают много мусорных URL интернет-магазина, которые мешают продвижению основных. Важно выявить сценарии при которых они генерируются, скорректировать настройки движка и плагинов сайта, чтобы исключить вероятность их появления. Финальная стадия — это сверка URL-адресов на сайте, которые должны попадать в Яндекс и Google, с тем что туда реально попало, вычищение из поискового индекса мусорных URL и добавление целевых. Для того чтобы поисковые роботы узнали о всех страницах сайта нужно настроить внутреннюю перелинковку таким образом, чтобы с родительских страниц стояли ссылки на дочерние и обратно. Первым делом необходимо указать в меню ссылки на ключевые разделы сайта — родительские категории. Обычно проблем с этим не возникает — во всех популярных движках ссылки на них выводятся в основном меню автоматически. Технология динамической подгрузки информации Ajax реализована на языке программирования JavaScript (сокращенно js). Поисковые системы могут рендерить js и подгружать в html-код дополнительные данные. Однако на практике они делают это не часто, а если и делают — могут подгружать не все данные.
Еще один подводный камень — уровень вложенности подкатегорий, допустимый для вывода в основном меню. Здесь нет универсальной рекомендации. Все зависит от сайта. Для старых сайтов, накопивших много дополнительных сигналов релевантности — запросный индекс, поведенческие факторы, ссылочная масса и пр, допустимо большое меню с выводом подкатегорий 2-4 уровней вложенности. Для нового сайта, у которого нет дополнительных сигналов релевантности, единственным достоверным источником остаются текстовые факторы, среди которых одну из ключевых ролей на первом этапе занимает уникальность контента в рамках сайта (именно в рамках текущего сайта, а не по отношению к другим сайтам в интернете). Для Яндекса и Гугла важно, чтобы страницы значительно отличались друг от друга содержимым, в противном случае они не будут индексировать проблемные URL — трафика и продаж по ним не получить. Обычно категория интернет-магазина содержит около 30 товаров. Часто в узконаправленных категориях у магазинов находится 5-10 товаров. Поисковые системы посчитают подобные URL-адреса неявными дублями и пропустят их добавление в поисковую базу. В Яндексе такие URL помечаются статусом МПК (малополезный контент), в Google — thin content (тонкое содержание).
Поэтому для новых сайтов эффективнее выводить в основном меню только ссылки на категории первого уровня. Для того, чтобы роботы Яндекса и Гугла узнали о существовании подкатегорий (особенно в случае нового сайта, когда в основном меню выводятся только ссылки на родительские категории) необходимо указать ссылки на релевантные подкатегории. С точки зрения влияния на SEO формат вывода в данном случае не играет роли. SEO-фильтр позволяет создавать отдельный посадочные в категориях с подборками товаров по определенным свойствам и характеристикам — бренд, цвет, размер, объем, длина, ширина и т.д. Для того, чтобы поисковая машина узнала о существовании таких страниц, необходимо проставить на них ссылки. Либо в фильтре сразу проставляется ссылка на значение определенной характеристики. Для поисковых роботов нет разницы в каком формате будут проставлены ссылки, здесь все упирается в движок или плагин, который реализует функционал SEO-фильтра. Создаваемая страница имеет поисковый спрос. Если спроса не будет — поисковая система потратит впустую краулинговый бюджет и не просканирует ценные URL. В листинге будет минимум 2 товара в наличии.