Поисковые системы — наиболее посещаемые ресурсы в интернете. Каждый из нас ежедневно делает в них запросы: информационного или коммерческого характера. Для пользователей Google и Яндекс — кладезь знаний и помощник на все случаи жизни, а для владельцев бизнеса, блогеров и вебмастеров — способ заработка. Формула проста: чем выше сайт находится в поисковой выдаче, тем больше денег получит его владелец. Здесь в игру вступает SEO-специалист. Я постараюсь дать полную и исчерпывающую информацию, кто такой “сео”. Но если после прочтения статьи у вас остались вопросы, то, пожалуйста, задавайте их в комментариях. Так вы поможете и себе, и другим узнать то, что интересует по профессии. Для начала разберемся с понятием поисковой оптимизации. SEO (search engine optimization) — это всестороннее развитие ресурса с целью повышения его позиций в поисковой выдаче и привлечения трафика из поисковых систем. А seo-оптимизатор (сеошник) — это специалист, проводящий комплекс мер для достижения этих целей. Считается, что это техническая, а не гуманитарная специальность. Действительно, с одной стороны, сеошник должен знать техническую составляющую сайта, понимать принципы работы поисковых систем и многое другое, но, с другой стороны, это также маркетолог, аналитик и управленец.
SEO-оптимизатор должен понимать, как привлечь и оставить человека на ресурсе, уметь анализировать конкурентов и обрабатывать данные из аналитических систем, а на больших проектах управлять командой, которая состоит из программистов, копирайтеров, дизайнеров, аналитиков, креативщиков и других (в зависимости от направленности ресурса). Чтобы стать таким специалистом, очень рекомендуется пройти обучение. Комплексным продвижением сайта занимаются целые команды. Появились даже отдельные специальности, выполняющие определенную SEO-задачу. Ранее их выполнял один человек. Мы рассмотрим обязанности seo-специалиста, если бы он был на проекте один. Создание семантической структуры сайта и страниц. Задача заключается в сборе и кластеризации ключевых фраз. При помощи специальных сервисов специалист находит фразы, которые ищут пользователи поисковых систем. Потом он определяет какие фразы должны быть на одной странице и выстраивает ее структуру с логической точки зрения. По простому, анализирует спрос пользователей и дает ответы на вопросы. Затем выстраивает иерархию из страниц в структуру сайта, продумывает навигацию по ресурсу (меню, внутреннюю перелинковку). Также сео-специалист должен обладать аналитическим складом ума и предсказывать желания пользователя: люди могут не знать о каких-то возможностях, надо их показать.
Анализ конкурентов и рынка. Крайне важная часть для бизнеса. При помощи анализа определяются сильные и слабые стороны компании. Появляется понимание о необходимых улучшениях не только сайта, но и бизнеса в целом. В крупных компаниях и проектах эта задача лежит на бизнес- или веб-аналитиках, но это и неотъемлемая составляющая обязанностей SEO-специалиста. Цели этих мероприятий — повышение трафика ресурса из различных источников, а также повышение продаж. Даже если вы продвигаете блог, то он на чем-то зарабатывает, например, на рекламе. Значит нужно, помимо трафика, еще и повысить ее кликабельность. Чтобы быть востребованным на рынке труда и зарабатывать больше, сео-оптимизатору необходимо постоянно актуализировать свои навыки. Знание специалиста должны пополняться чуть ли не ежедневно. Почему? Из расследования The Wall Street Journal мы видим, что Google вносила изменения в алгоритмы в 2010 году — около 500 раз, в 2017 году — около 2400 раз, а в 2018 году — около 3200 раз. Т.е в день вносится порядка 10 изменений. Чтобы отловить изменения, надо проводить большую аналитическую работу с выдачей.
Как говорят некоторые сеошники: «алгоритмы надо чувствовать». Основные системы управления контентом (CMS). Не надо быть супер программистом и разбираться в ядрах систем, но настраивать CMS и устанавливать плагины должен уметь. Наиболее популярные и часто встречающиеся CMS — WordPress, Joomla! JavaScript). Нужно знать верстку минимум на уровне Junior. Верстать pixel perfect не требуется. Для этого есть верстальщик. Но исправить ошибки и привести ресурс к требованиям W3C сео-специалист обязан. Основы администрирования сайтов. Нужно уметь разворачивать сайты на хостингах и серверах, а также иметь минимальные знания по их администрированию. Основы программирования. Большинство популярных CMS написаны на PHP, поэтому нужно его понимать. Python — также неплохой язык для сеошника. Основы интернет-маркетинга. Помните цели SEO? Повышение продаж и дохода. А без маркетинга их не поднять. Нужно понимать контекстную рекламу, поскольку вы будете конкурировать с ней в поисковой выдаче. Основы веб-дизайна и юзабилити. Часто сео-оптимизатор делает прототипы сайтов, которые передаются дизайнерам. Веб-аналитику. Желательно иметь сертификаты по Яндекс.Метрике и Google AdWords. Нужно много анализировать: целевой ли трафик привлекли, какие страницы приносят больше всего трафика, что делать, чтобы страница приносила больше трафика.