SEO-оптимизация или контекстная реклама? SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) — всестороннее развитие и продвижение сайта. Цель поисковой оптимизации — выход сайта на первые позиции в результатах выдачи по соответствующим запросам, увеличение посещаемости и получение дохода. Наверняка, вы все это уже много раз слышали. Поэтому скажем проще: SEO-оптимизация — это когда вы настраиваете сайт таким образом, чтобы его полюбили поисковые машины. Полюбили настолько, что всегда теперь ставят его в ТОПы выдачи по целевым запросам. Первые поисковики — Wandex и Excite. Excite в 1993 году создали студенты из Стэнфорда. Одновременно с ними студент из MIT разработал Wandex. Первые поисковики были достаточно простыми, они оценивали сайт по тексту и наличию ключевиков: чем их больше, тем страница была релевантнее. После появления алгоритма PageRank от Google, сайты стали оценивать по авторитетности. При ее расчете учитывали ссылочный профиль ресурса: чем больше внешних ссылок, тем выше сайт оказывался в выдаче Google. Аналогичный инструмент «Яндекса» — ТИЦ. В 2018 году его заменили на ИКС. В те годы SEO-специалисты легко манипулировали поисковой выдачей.
Поэтому поисковые системы зачастую выдавали совсем не ту информацию, которая была нужна пользователям. Постепенно поисковики стали терять свою актуальность, из-за чего началась борьба с доисторическим SEO. На волне ссылочного ранжирования она растянулась до 2012 года. Все это время «Яндекс» и Google создавали новые и обновляли старые алгоритмы. Поисковые системы научились индексировать мета-описания, фотографии, оценивать качество ссылок, региональность и т.д. Благодаря появлению асессорских оценок не только роботы, но и обычные люди стали определять релевантность страниц. Были разработаны сервисы-вебмастеры, которые собирали и анализировали информацию о сайте. Появились фильтры и ручные санкции для тех, кто нарушил правила поисковиков. В наши дни методы продвижения стали совершенно другими. Современное SEO — это комплекс мер, направленных на улучшение качества сайта. Возьмем для примера «Яндекс». Блок контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Объявления подобраны по запросу пользователя и кажутся естественными результатами поиска. Однако все они платные. Блок предложений товаров с «Яндекс.Маркета». Органическую выдачу — результат поискового запроса пользователя и основной источник трафика.
Возможности оптимизации сниппетов в поиске. Блок с результатами поиска по фотографиям для привлечения дополнительного трафика. Все картинки в продвигаемом интернет-магазине необходимо оптимизировать. Регион поиска. Региональность — важный фактор в продвижении геозависимых товаров и услуг. Поисковые системы постоянно улучшают качество выдачи, следовательно, для продвижения ресурса нужно выполнить целый комплекс работ. В их основе — контент, удобство, юзабилити, грамотное отображение на всех устройствах и привлечение естественных ссылок. Влияет на позиции сайта. Внутренняя оптимизация — трудоемкая работа, которой нужно заниматься регулярно: именно она влияет на успех проекта. Внутренняя оптимизация позволяет сделать сайт удобным для использования простыми людьми. Внешняя оптимизация — это работа по наращиванию ссылочной массы. Главное здесь — подобрать хороший сайт-донор. Лучший вариант — трастовые тематические незаспамленные площадки. В процессе внешней оптимизации создается список «доноров», формируются тексты ссылок и околоссылочное окружение. Важная часть оптимизации — конкурентный анализ: он показывает, чего не хватает сайту для роста и развития. Для SEO-продвижения используют разные способы: одни вполне приемлемы, а использование других может привести к санкциям со стороны поисковиков.
Условно методы оптимизации делят на белые, серые и черные. Белая. Ее еще называют естественной, полностью соответствующей рекомендациям поисковых систем. Серая. Предполагает использование как белых методов, так и нежелательных, по мнению поисковиков, способов. У поисковиков есть особые алгоритмы и фильтры, помогающие бороться с серой оптимизацией. Поэтому использовать такие методы нужно крайне осторожно. Черная. Это самый недобросовестный вид оптимизации. Используя его, можно получить фильтр от «Яндекса» или Google. Создание дорвеев — страниц с бессмысленным контентом и повторением ключевых слов. Используются, чтобы перенаправлять пользователей на другие сайты. Клоакинг — один из видов обмана, при котором пользователю и поисковому роботу показываются различные варианты одной и той же страницы. Публикация скрытого текста с ключевыми словами на странице, которая предназначена для роботов. Проставление однопиксельной ссылки, которая способствует росту авторитетности сайта. Посетители ссылку не видят, а роботы ее индексируют. Свопинг — механизм, при котором после индексации страницы меняется контент. Свопинг нужен, чтобы получить прибыль с продажи ссылок. SEO-оптимизация всегда так или иначе влияет на работу роботов.
Однако оптимизаторы и маркетологи, применяющие «белые» способы, играют по правилам. Они выполняют рекомендации поисковиков по разработке и оптимизации качественных сайтов. SEO-оптимизация или контекстная реклама? Помимо органической выдачи, пользователь, который ввел запрос в поисковике, видит контекстную рекламу — платные объявления, которые появляются в зависимости от поисковых запросов и особенностей аудитории. Введение контекстной рекламы вместе с SEO позволяет добиться более высоких результатов, чем использование какого-то одного инструмента. Причина — поведенческие факторы от рекламы. Поисковик отмечает популярность сайта и поведение посетителей. Конечно, это относится не только к контекстной рекламе: любое посещение сайта положительно влияет на SEO. Но у многих компаний бюджет ограничен и им нужно выбрать только один метод продвижения. Что делать в такой ситуации? В таблице приведены преимущества и недостатки SEO и контекстной рекламы. В выдаче есть пометка «Реклама», и некоторые пользователи меньше доверяют таким страницам. Позиции стабильные: сайт занимает определенное место в ТОПе. «1С-Битрикс» имеет некоторые особенности базовой внутренней и внешней оптимизации.