SEO-специалист — это человек, который занимается оптимизацией и продвижением сайтов в поисковых системах. Основная задача такого специалиста — повысить видимость сайта в поисковой выдаче по релевантным запросам и привлечь на ресурс как можно больше посетителей. Люди начали внедрять SEO-методики с момента появления поисковых систем. Первым поисковиком, который широко распространился по миру, стал WebCrawler, запущенный в 1994 году. Независимо от того, работает SEO-шник в агентстве, компании или занимается фрилансом, список ключевых задач будет примерно одинаковым. Проведение SEO-аудита сайта. Специалист проверяет ресурс на наличие технических ошибок, анализирует структуру сайта и скорость загрузки страниц, выявляет слабые места, которые мешают продвижению в поиске. Анализ конкурентов, сайта, выдачи. На основе первичного анализа SEO-шник смотрит, что можно улучшить на сайте и составляет стратегию продвижения. Составление семантического ядра. На основе поисковых запросов пользователей и с учетом тематики сайта специалист составляет список ключевых слов, по которым сайт будет продвигаться в поисковой выдаче. Внутренняя оптимизация сайта. Включает ряд работ: исправление технических ошибок, оптимизацию элементов сайта, чтобы они лучше соответствовали требованиям поисковых систем.
Также в рамках внутренней оптимизации специалист работает с микроразметкой, занимается улучшением поведенческих и коммерческих факторов. Наполнение сайта нужным контентом. На основе семантического ядра специалист создает техзадания копирайтерам на создание новых текстов или редактирование имеющихся. Внешняя оптимизация сайта. Специалист работает со ссылочной массой: ищет ресурсы, на которых можно разместить ссылки на сайт. Создает стратегию наращивания ссылочного профиля. Мониторинг и анализ результатов. Еще одна специфическая задача, с которой может столкнуться SEO-шник в своей работе, — вывод сайта из бана. Из-за черных методов оптимизации ресурс может вылететь из выдачи поисковых систем. Специалисту необходимо выявить причины бана и устранить их. Аналитический склад ума. Специалисту приходится иметь дело с цифрами, искать взаимосвязи и корреляцию между позициями сайта и его наполнением, составлять отчеты, продумывать стратегию продвижения, поэтому без развитого логического мышления не обойтись. Усидчивость и внимательность к деталям. Работа SEO-специалиста монотонна, в ней много рутины, поэтому эта сфера подойдет тем, кто готов часами сидеть за монитором компьютера и вникать в детали. При этом в SEO даже незначительные на первый взгляд вещи могут иметь значение, поэтому без дотошности в этой сфере никак не преуспеть.
Умение быстро учиться. Алгоритмы поисковых систем постоянно меняются. Специалисты должны отслеживать обновления, адаптироваться к новым условиям, чтобы сайт не терял позиций. Способность работать в команде. Даже фрилансерам приходится общаться с другими людьми: объяснять заказчикам, что и почему надо сделать, ставить ТЗ разработчикам, копирайтерам, дизайнерам, если нужно что-то доработать на сайте. А тем, кто трудится в агентствах, тем более необходимо такое качество, как умение работать в команде. Многозадачность. Чаще всего SEO-специалисты ведут сразу несколько проектов, каждый из которых имеет свои особенности. Например, продвижение интернет-магазина отличается от продвижения сайта СМИ. Важно уметь быстро переключаться с одной задачи на другую, не теряя эффективности. Понимание принципов работы поисковых систем. Чтобы оптимизировать сайт, нужно понимать, как работают поисковые системы «Яндекс» и Google, какие факторы используются для ранжирования, за что поисковики накладывают санкции и как их избежать. Знание HTML и CSS, основ верстки. Навыки работы с инструментами диагностики и аналитики. Искать ошибки на сайтах и мониторить индексацию страниц помогут сервисы «Яндекс Вебмастер» и Google Search Console. Эти инструменты — маст-хэв для любого SEO-специалиста.
Отслеживать трафик и конверсии удобнее всего в «Яндекс Метрике» и Google Analytics. Также пригодится знание Excel для составления отчетов и работы с данными. Умение работать с ключевыми словами. От выбора правильных ключевых слов зависит успех всей SEO-стратегии. Навыки оптимизации контента и копирайтинга. Специалист должен понимать, как создавать тексты с правильной структурой и ключевыми словами, которые будут интересны пользователям и высоко ранжироваться в поисковых системах. Даже если специалист сам не пишет тексты, он должен уметь составить правильное ТЗ копирайтеру и оценить готовый результат. Понимание основ юзабилити. Необходимо, чтобы оценить удобство сайта для пользователей и понять, как улучшить поведенческие метрики: время пребывания, глубину просмотров и т. п. Знание основ интернет-маркетинга. Необходимо, чтобы связать SEO с другими каналами — контекстной и таргетированной рекламой, SMM и другими. Как оценивать работу SEO-специалиста. Рост трафика из поисковых систем. Основная задача SEO — привлечь посетителей на сайт, поэтому важно отслеживать, как меняется этот показатель. Рост позиций сайта в поисковой выдаче.
Если страницы сайта поднимаются в поиске по ключевым запросам, значит, SEO-стратегия работает. Рост конверсий. В SEO важен не только трафик, но и его качество. Если посетители заходят и выполняют нужные действия, продвижение эффективно. Важно понимать, что эти показатели далеко не всегда измеряются единовременно. Часто для сайта подходит только один из представленных параметров. А вот определить, какой конкретно KPI подходит для сайта — тоже важный навык. Также объявления можно найти на биржах фриланса, в социальных сетях, Telegram-каналах, на сайтах digital-агентств. В последнее время профессия SEO-специалиста не теряет, а только набирает обороты по актуальности. Можно найти работу, имея за плечами даже небольшой коммерческий опыт. Отмечу также, что это очень «свободная» профессия: удаленка здесь встречается чаще многих других. Зарплата SEO-шника зависит от уровня его компетенций и опыта. В среднем по России специалист получает 75 тысяч рублей в месяц. Фрилансер регулирует свой доход самостоятельно: ищет заказчиков, берет на продвижение проекты. Поэтому может получать как выше среднего, так и ниже.