Как анализировать трафик и позиции сайта в поиске

Чтобы успешно продвигать веб-ресурс, необходимо регулярно анализировать его показатели, уметь строить гипотезы, проверять их, а также вовремя находить и устранять критические проблемы на сайте. Данный материал предназначен для наших начинающих коллег из digital-сферы, которые не знают, как анализировать показатели сайта в органике, какие инструменты для этого использовать и как научиться не просто определять проблему, но и локализировать её, находить причину и устранять. Мы разберем 2 основных показателя для SEO: органический трафик и позиции сайта в поиске. У каждой — свои особенности и алгоритмы подсчета, поэтому один в один данные в них не совпадут, но динамика показателей должна быть схожая. Считается, что интерфейс Яндекс Метрики для нас более понятный. Подробно останавливаться на особенностях каждой системы сейчас мы не будем, так как на начальном этапе эти нюансы не так значительны. Лучше подключать к сайту обе системы: если с одной возникнут проблемы, у вас будет план Б. Они помогают находить ошибки и видеть динамику по переходам, что очень полезно для анализа. Если вы видите, что органический трафик на сайт снижается, необходимо для начала локализовать проблему.

Для этого необходимо посмотреть динамику трафика по разным срезам. Как это сделать в Яндекс Метрике и Google Analytics — рассказываем ниже. Для построения данного отчета необходимо связать Google Search Console и Google Analytics. Если такая связь не настроена, то смотрите отчет «Эффективность» в Google Search Console. После того, как вы локализовали проблему, нужно понять, с чем она может быть связана. Проблема со счётчиком или атрибуцией трафика. Сравниваем динамику в разрезе разных источников: упал трафик только из одного или из нескольких? Изменилась ли атрибуция? Если проблема сразу в нескольких источниках, скорее всего гипотеза подтверждается. Перепроверьте показатели во второй системе аналитики. Сезонность спроса. Проверяем динамику трафика за прошлые годы. Для этого смотрим исторический спрос в Яндекс Wordstat и Google Trends. Если бизнесу свойственна сезонность, необходимо учитывать её при анализе. Чтобы проверить, что дело именно в сезонности, можно сравнить % сезонного снижения спроса и % снижения трафика. Если трафик снизился меньше, чем спрос, скорее всего дело именно в сезонности. Падение спроса. Смотрим динамику спроса в Яндекс Wordstat и Google Trends.

Если видим, что спрос просел, сравниваем % снижения спроса и % снижения трафика. Изменения в поисковой выдаче. Изменился ли сниппет вашего сайта в поисковой выдаче? Возможно, пропал адрес, появились быстрые ссылки, упал рейтинг и т. д.? Изменился ли формат выдачи? Например, Google стал показывать карту над органикой по вашим целевым запросам. Если видите изменения, проверьте CTR страницы в сервисах для веб-мастеров. Если он упал, это подтверждает гипотезу. Каннибализация своей рекламой. Мог ли запуск контекстной рекламы по брендовым запросам негативно повлиять на органику? Сравниваем трафик по дням в разрезе каналов/источников. Если негативная динамика видна со дня запуска рекламы — значит, трафик действительно каннибализируется. Эта касается только тех страниц, которые находятся в ТОПе по запросам, включенным в контекстную рекламную кампанию. Каннибализация чужой рекламой. Чтобы проверить, не запустили ли конкуренты контекстную рекламу по вашим брендовым запросам, посмотрите мобильную и десктопную поисковую выдачу по соответствующим словам. Точного дня запуска рекламы мы не знаем, поэтому смотрим изменение трафика за предполагаемый период рекламной кампании. Изменения на страницах. Смотрим, какие страницы просели и что конкретно на них изменилось (теги, тексты, перелинковка, шаблон страницы и т. д.).

Если трафик упал после того, как были внесены изменения, можно их откатить или немного подождать, потому что иногда поисковым системам нужно время на переиндексацию. Смена адресов страниц или потеря редиректов. Смотрим, изменились ли адреса страниц. Проверяем, доступны ли те, на которых наблюдается падение трафика. Возможно, были удалены какие-то важные редиректы. Изменения в поведенческих факторах. На страницах, где просел трафик, смотрим на динамику таких показателей, как % отказов, время на сайте и количество страниц за сеанс. Какие изменения на сайте могли к этому привести? Проблемы с индексацией. Не выпали ли просевшие страницы из индекса? Возможно, они были закрыты от индексации. Смотрим причины выпадения в сервисах для веб-мастеров. Проблемы с регионами. Не пропала ли привязка к региону? Нет ли проблем с карточкой в Яндекс Бизнесе? Всё ли в порядке с региональным контентом? Например, Яндекс может склеить поддомены как зеркала, если они мало отличаются друг от друга. Изменения в алгоритмах. Об апдейтах алгоритмов можно узнать из новостей поисковых систем (блог Яндекса для веб-мастеров, апдейты алгоритмов Google).

Если обновление было — разбираемся, чего оно коснулось. Возможно, потребуется доработать веб-ресурс в соответствие с новыми требованиями, а может, это временное явление и скоро все показатели восстановятся. Проблемы с безопасностью. Был ли сайт взломан? Смотрим сервисы для веб-мастеров. Смотрим новые страницы в индексе и новые ссылки на сайт (доноры-помойки). Санкции поисковой системы. Проблема касается только одной поисковой системы? Каких страниц? Есть ли сообщения в сервисах для веб-мастеров? Если дело в Яндексе, пишем в поддержку. Проблемы с HTTPS. Проверяем наличие активного SSL-сертификата, в том числе у поддоменов (при их наличии). Потеря важных ссылок. Смотрим в ahrefs: не потерялись ли ссылки с каких-то важных доменов. Прочие ошибки в сервисах для веб-мастеров. Сайт стал слишком медленно отвечать роботам и т. п. Смотрим диагностику в Яндекс Вебмастере и отчёты «Покрытие»/«Качество» в Google Search Console. К сожалению, предугадать все ошибки невозможно. Если в нашем чек листе подходящей не нашлось, поднимите историю всех изменений на сайте и подумайте, какие из них могли привести к падению трафика в определённом срезе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *