Вы ждете возвращения Трусовой-Игнатовой на соревнования?

Оказывается, что и это учение проводили те же иезуиты, правда, не в Азии, а во Франции, когда они напрягали все силы свои, чтобы выдать жансенистов за еретиков. Вздумаете ли вы поразведать, как понимают так называемые католики отношение духовной власти к светской, и вам представятся три учения. Вот одно из них: папе как главе церкви дана свыше власть духовная, и без нее папа немыслим. Власть светская, в пределах римской территории не более как факт исторический; она не составляет существенной принадлежности церкви и потому не безусловно необходима. Власть светская вообще, во всех ее формах (то есть королевская, народная и т. д.), ведет свое начало от Бога непосредственно и потому от папы не зависит и ему не подчиняется. Вот другое учение, или точнее, оттенок первого: без политической независимости духовное главенство немыслимо, и потому светская власть папы, как государя, в пределах Римской территории, составляет существенное и неотъемлемое условие устройства самой церкви. Вот третье учение: все исходящее от Бога идет через наместника Его на земле; поэтому власть вообще, то есть всякая власть без различия, сосредоточивается в папе; затем, переходя по делегации от него к епископам и к государям, она дробится на духовную и светскую; но представители той и другой, как уполномоченные от папы в двух различных сферах, подчиняются ему безусловно, и в этом подчинении находит свое оправдание и основание своей законности как духовная, так и светская власть.

В самом деле, страсть англичан к звериной охоте, при совершенном недостатке в Англии зверей, за которыми было бы можно охотиться, чрезвычайно забавна. Но они каждую осень предаются любимому своему занятию с большим жаром и еще с большею флегмою. Но ни в Англии, ни во Франции не было в течение последних месяцев столь интересного зрелища, какое недавно устроилось в Спрингфильде, не очень значительном городе области Огейо в Соединенных Штатах. Североамериканцы придумали чрезвычайно оригинальное средство, чтоб привлечь общественное внимание на важное дело воспитания малюток. Они устроили «Национальный конгресс малюток», National Baby Convention, в Спрингфильде; тут заботливейшие методы воспитания должны были несомненно обнаружиться здоровьем и свежестью воспитанников. «Американские матери, — говорят журналы, описывая эту выставку нового рода, — приняли предложение, и в назначенный день, в Спрингфильде, под огромною палаткою, собралось большое число женщин с малютками на руках. В одиннадцать часов стечение зрителей было так многочисленно, что палатку должны были оградить от напора толпы протянутыми веревками. Вслед за тем общество, занимавшееся устройством этого дела, выбрало из среды своих членов комиссию присяжных, которая должна была осмотреть малюток и присудить награды.

Теперь посмотрим на результаты иезуитской деятельности в России. При императоре Павле латинская церковь в Петербурге была передана в их заведование, а в начале царствования императора Александра прихожане этой церкви подали просьбу об их удалении, показывая между прочим, что иезуиты запрещали им исповедоваться у прежних их духовников и допустили умереть без причастия многих, не хотевших исповедоваться у новых, непрошеных и вопреки их желанию навязанных им пастырей. Иезуиты громко прославляли свою систему воспитания, уверяя, что она обратит юношество Западного края в надежнейших и вернейших подданных государя; между тем, часть воспитанников Полоцкой их академии, при вступлении Наполеона в Россию, перешла в его армию. Они расточали перед правительством уверения в безграничной своей благодарности и, на словах, молили Бога даровать им случай доказать ее, а в 1812 году, когда, за отсутствием другого помещения в загроможденном городе, несколько русских раненых солдат положено было в полоцком академическом здании, они немедленно подали протест и потребовали, чтобы им не мешали в их занятиях.

Последняя, можно даже думать, совершенно искренно считает эти прерогативы, т. е. Нужно сказать, что так думает не одна полиция, но и многие «взрослые русские люди». В своей речи, обращенной к студентам, В. И. Сергиевич говорит между прочим: «Вы сместили меня, но за мною стоит попечитель, а за ним… Вы выбросили меня, назначенного по указу его величества, и я считаю своим долгом предупредить вас о последствиях»… Смысл этой аргументации ясен: протестуя против г-на ректора, студенты идут против самого царя, и, значит, движение направлено против существующего строя. То же рассуждение с неменьшим п
равом мог бы применять к себе и бравый поручик, скомандовавший «рысью вперед». Он назначен градоначальником, градоначальник — государем. Значит, нагайками бил студентов сам государь, и протест против полицейской нагайки есть, в сущности, протест против самодержавной власти. «основ существующего строя.» В настоящее время, — и в этом одна из существеннейших сторон данного студенческого движения, которая именно и придает ему значение общественного события, — решается вопрос о том: признает ли высшее правительство такое отождествление или не признает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *