Детский ритейл оказался наиболее устойчивым в условиях пандемийного кризиса, его продажи в 2020 году упали всего на 1,5%, по данным АИДТ, Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, тогда как ритейл взрослой одежды потерял до 25,8%. Важная особенность данного бизнеса — доверие к отечественным производителям, что редко случается в других отраслях. Рынок и ранее показывал устойчивый рост, варьируя в пределах различных сегментов. По данным немецкой исследовательской компании Statista, за пару лет до пандемии мировой рынок товаров для детей оценивался в 73,86 миллиардов долларов, сегодняшними темпами к 2026 году показатель вырастет до 109,13 миллиардов. Наблюдается быстрый рост крупных сетей, которым покупатель доверяет сильнее. Это Gloria Jeans, «Твое» и «Детский Мир». Они активно теснят даже крупные региональные сети: так в прошлом году закрылись нижегородские «Мама плюс я». Небольшие производители вынуждены лавировать и осторожничать. Лидерами стану компании с собственными магазинами, франшизами и сетями. Несмотря на привлекательность отрасль сохраняет проблемы и особенности доковидного периода. Детский ритейл серьезно зависит от демографической обстановки в стране, гендерных ориентиров, курса рубля, новой регламентации обуви.
Рынок отчаянно старается найти нужный баланс между электронными и офлайн-продажами, где регионы продолжают недоверчиво относиться к выбору одежды без примерки. Справиться со сложностями помогает активная помощь государства, нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Аналитики предрекают дальнейший успех ритейлу с условием соблюдения нового тренда, родители теперь ориентируются в покупках на формулу «качественные бренды с максимальной выгодой». Сильнее всего в 2020 году пострадали продажи школьной формы и праздничных костюмов: сегменты просели до 70-80% по разным регионам. Изменения в детском ритейле — дело привычное, большие и малые тренды возникают с каждым новым сезоном. Основные направления были заложены еще в конце прошлого десятилетия, ковид лишь внес свои коррективы. 1. Так, росли и растут онлайн-продажи. По данным АИДТ, онлайн-продажи детской одежды выросли на 86% за 2020 год. Wildberries говорит о 70% увеличения спроса на покупки со своего ресурса. Эксперты спорят о приоритетности больших электронных торговых площадок, а те в 2021 году собираются решать задачи линейки товаров, которые еще нуждаются в тактильности и примерке.
2. Крупные ритейлеры перешли на создание и развитие собственных марок одежды. Например, «Детский мир», которому очень выгодно представлять на своих же площадках большие объемы произведенного собой товара. Так удобнее контролировать ценообразование и спрос, сокращается цикл товарных запасов, магазины выигрывают на логистике. 3. Важным для 2021 года является и тренд многоканальности. Родители больше не выбирают только одного способа покупок (или электронный, или офлайн). Зачастую они заказывают товар в интернет-магазине, а примерять и забирать приходят в реальный. 4. Вырос тренд на «разумное потребление» и более дешевого ценового сегмента. Покупать россияне стараются реже, заранее, участвовать в акциях, выбирать более простые варианты одежды и материалов. Это серьезно повлияет на средний чек. 5. Маркетинговым китом рынка стали молодые мамы-блогеры. Они становятся первыми потребителями и оценщиками товаров. Бренды все чаще ориентируются на них, они сами выходят к производителю — пишут отзывы, создают рекомендации. Тренды детского ритейла актуальны и для его франчайзинга, который сам — одно из важных направлений развития рынка детской одежды. Так, интерес к новым технологиям, многоканальности и диджитализации в пакетах франшиз возник еще до кризиса, но пандемия усилила их позиции.
Франчайзеры, опирающиеся на смарт-направление, будут особенно успешны в 2021 году. Совсем новым направлением стала тенденция к франшизному инвестированию, когда франчайзи вкладывают деньги в открытие точки, а управляет ей франчайзер. В 2021 году франчайзеры продолжат борьбу за расширение ассортимента, повышение покупательского доверия, новые точки по всей стране. Один из главных трендов этого года — успех франшиз, которые работают в тандеме с производителями товара. «Флиско» — франшиза магазина детской одежды от производителя для покупателей со средним и ниже среднего уровнем дохода. Окупается в среднем за год, ориентирована на небольшие оптовые закупки. Emily Rise — франшиза недорогого бренда детской одежды с героями детских сказок. Свою производство, разные форматы работы с франчайзи, средняя окупаемость составляет 4-5 месяцев. «Берегите чудо» — региональная франшиза продажи детских товаров, представленная сейчас в 15 городах России. Разные уровни взаимодействия, средняя окупаемость точки за 5-9 месяцев. LEMIVE — франшиза магазинов детского трикотажа, федеральный франчайзинг с разными формами сотрудничества для франчайзи.