Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст. В последнее десятилетие астрология переживает свой звёздный час: всё больше образованных молодых людей читают астрологические прогнозы, заказывают натальные карты и консультируются с провидцами, когда лучше менять работу, покупать машину и стричь волосы. Свою версию гороскопа можно найти почти в любом издании, начиная с Cosmopolitan и заканчивая «Российской газетой». Как правило, в суть астрологических прогнозов никто не вникает: сложно сказать, что значит ретроградный Меркурий, Марс во Льве и Уран в Тельце. Важнее, что прогнозы дают успокоение и хоть какую-то твёрдую почву под ногами. Люди не хотят брать ответственность за свою жизнь на себя: проще найти оправдание происходящему в расположении небесных тел. При этом нет никаких свидетельств того, что знак зодиака влияет на личность. Гороскопы — не больше чем сказки, которые пишут копирайтеры с хорошей фантазией. Мы анонимно поговорили с одним из авторов. Она рассказала, как придумывала астрологические прогнозы в небольшом глянцевом журнале в Таганроге.
Ниже приводим её историю. В гороскопы я не верю: я атеистка и выступаю за доказательную медицину. Не пью глицин, не хожу в церковь, а если вижу чёрную кошку, то, скорее всего, полезу к ней обниматься. Всё, что меня связывает с суевериями, — подвеска на цепочке с Овном, моим знаком зодиака. Мне нравится, что этот баранчик такой изящный, но никакого сакрального смысла я в него не вкладываю. Могла ли я подумать, что когда-нибудь буду писать гороскопы? Нет. Но я ошиблась. Я работала редактором в медиахолдинге в небольшом городе Таганроге. Мы запускали новый журнал, ориентированный на молодую аудиторию. Писали о музыке, играх, культурных мероприятиях, сексе. Наш инвестор, руководитель медиахолдинга, полностью развязал нам руки и сказал: «Вот деньги, развлекайтесь! Мы собирали журнал вместе с соредактором и за время моей работы в холдинге выпустили 16 номеров. У нас был номер про зомби-апокалипсис, про детство, про дауншифтинг, про работу и управление. Мы отличались от местных СМИ: писали на смелые темы и даже получили награду как лучшее печатное издание года для молодёжи.
В одном из выпусков была статья про секс втроём — её до сих пор помнит весь город. Для людей стало шоком, что в журнале могут напечатать, как кто-то занимается сексом втроём. Хотя, казалось бы, 2013 год, Cosmopolitan и Men’s Health в любом ларьке — покупай и просвещайся. Сначала журнал был ежемесячным, а потом мы сократили выпуск до одного номера в два месяца. Таганрог, конечно, не деревня, но найти что-то действительно интересное и яркое было сложно. Мы были категорически против гороскопов и других атрибутов прошлого: рецептов консервированных овощей, кроссвордов, посевного календаря. Всё это было в местной газете «Таганрогская правда», которая выпускается больше ста лет. Это были мемы среди тех, кто работает в СМИ: когда тебе нечем забить полосу, ты лепишь гороскоп или сканворд. Тогда не надо ничего писать — счастье. Мы считали, что страницу лучше занять чем-то интересным, хотя бы статьёй про классного музыканта, чтобы люди узнали новое. А гороскопы никак не просвещают. Вышел первый номер журнала.
Как только привезли из типографии, сотрудники начали его листать. Независимо друг от друга коллеги подходили к нам и говорили: «А почему у вас нет гороскопов? » Мы отшучивались, что ещё посевной календарь в следующем номере сделаем. Нас допекали этим довольно долго. Когда вышел второй номер, секретари и сотрудники рекламного отдела жаловались: «Как же так? У вас опять нет гороскопов? » Тогда мы решили поприкалываться и всё-таки его выпустить. Первый и последующие гороскопы мы придумывали вместе с соредактором Женей — у него получалось более органично писать про Сатурн, который куда-то там входит. Сначала мы выбирали тему номера, потом делали контент-план, расписывали, что будет на каждой странице. Первая — обложка, вторая — содержание. Когда дело доходило до гороскопов, то думали: «Так, а что же у нас для каждого знака? Мы выписали все 12 знаков зодиака и в режиме мозгового штурма наваяли всякую чушь, катаясь по полу от хохота. Так он и придумался.