На что ориентируются банки, создавая новые кредитные карты, рассказали два спикера: Александр Калинкин, исполнительный директор дивизиона «Кошелек клиента», лидер кластера «Кредитные карты» и Денис Охримович, директор по маркетингу розничного бизнеса Сбербанка. Есть стереотип, что кредитная карта — зло, и пользоваться ей нужно только в самом крайнем случае. Александр Калинкин: Этот стереотип все еще жив. Просто с каждым годом становится все меньше тех, кто считает, что кредитные карты — это зло. Повышается общий уровень финансовой грамотности: постепенно люди начинают понимать основные принципы пользования кредитной картой, что такое беспроцентный период и как он работает. Денис Охримович: Перелом в сознании россиян начал происходить еще несколько лет назад. Если раньше кредитная карта воспринималась скорее как кредитный инструмент для совершения крупных покупок, то сейчас мы видим, что с помощью кредитных карт можно делать ежедневные покупки. На сегодняшний в топ-3 категорий товаров, которые россияне оплачивают кредитками, входят покупки в супермаркетах, товары для дома и одежда. Люди предпочитают использовать кредитные карты для обычных, повседневных расходов благодаря тому, что карты становятся доступнее и понятнее.
Многие банки стремятся упростить этот продукт и сделать его более доступным для широкой аудитории. Если у вас есть кредитная карта без оплаты за годовое обслуживание, с длинным беспроцентным периодом и комфортным кредитным лимитом, пользование такой картой для ежедневных покупок становится выгоднее, чем пользование дебетовой картой. Тогда в чем заключается выгода банка? Д.О.: Банк, безусловно, зарабатывает на процентах — не все клиенты успевают гасить долг в течение грейс-периода. Тогда банк заработает на процентах. Кроме того, банк зарабатывает на торговом обороте. Кроме того, при оплате покупок картой торговая точка оплачивает комиссию за эквайринг. Эта комиссия распределяется между банком-эквайером и банком, выпустившим карту. Также банки зарабатывают на комиссии за снятие наличных и за переводы, а некоторые банки все еще берут плату за годовое обслуживание. Но в целом нужно понимать, что перед банками не стоит задача заработать на отдельно взятом продукте. Банку важнее обеспечить широкий выбор таких продуктов, которые максимально закрывали бы потребности клиента. На каких-то продуктах банк заработает больше, а на каких-то не заработает ничего.
На что клиенту важно обращать внимание при выборе кредитной карты, чтобы не разочароваться впоследствии? Д.О.: Я бы посоветовал клиентам обращать внимание на вещи, которые в конечном итоге отразятся на последующих расходах. Это в первую очередь плата за карту, вернее, ее отсутствие, и беспроцентный период. Когда вы видите рекламу, в которой некий банк обещает достаточно длинный беспроцентный период, вы думаете, что все обещанные рекламой дни вы не будете платить проценты за любую покупку, совершенную в этот период. Зачастую это не так, особенно у банков, которые особенно активно продвигают свои кредитные карты с длинным льготным периодом. Беспроцентный период у них работает так. Вы совершаете покупку, к примеру, 1 января. В отношении нее беспроцентный период действует до 10 апреля. На следующую покупку, которую вы сделаете, например 1 февраля, беспроцентный период действует также от даты первой покупки и будет уже не 100, а 70 дней. А на покупку, совершенную 5 апреля, ваш беспроцентный период будет 5 дней.
В отличие от конкурентов, у кредитной СберКарты совершенно понятный и выгодный беспроцентный период. В аналогичной ситуации на все, что купит клиент в январе, у него будет 90 дней, чтобы вернуть деньги без уплаты процентов. На все покупки, сделанные в феврале, у клиента снова будет 90 дней на возврат задолженности. А.К.: Банки предлагают и третий вариант, когда тот же беспроцентный период в 120 дней выглядит по-другому, а клиенту предлагают вернуть потраченное за три месяца без процентов в течение одного месяца. Звучит это привлекательно, но попробуйте вернуть за месяц все, что потратили в течении трех! Помимо длинного беспроцентного периода, банки насыщают кредитные карты и другими привлекательными для клиента фишками. Например, дают низкую ставку на ограниченный период времени или за выполнение определенных условий, например, за обороты по карте. Сегодня некоторые банки позволяют клиенту переносить дату платежа по карте, подстраивая ее, к примеру, к дате выдачи зарплаты. Иными словами, условия стали заметно привлекательнее, чем были с десяток лет назад, но разобраться в них стало гораздо сложнее.
Какие ошибки владельцев кредитных карт чаще всего работают в пользу банка? А.К.: Первая ошибка — попасть не в тот банк и выбрать не тот продукт, который нужен клиенту. Например, когда человек гонится за самым длинным беспроцентным периодом, а потом оказывается, что предложенный банком беспроцентный период, несмотря на красивые цифры, работает абсолютно неудобно конкретно для вас. Вторая частая ситуация — снимать с кредитной карты наличные или делать переводы, на которые, как и на наличные, действует комиссия и повышенная процентная ставка. Не критично, когда такие снятия — разовые случаи, поскольку кредитная карта для многих — «палочка-выручалочка» именно на экстренный случай. Ошибкой можно считать, когда, получив кредитную карту с лимитом в 2-3 зарплаты, человек полностью обналичивает этот лимит. По сути, в этой ситуации клиент пользуется кредитной картой как потребкредитом. Такое часто встречалось на первоначальном этапе появления кредиток. Сейчас люди поступают так реже, но время от времени это происходит. Это ситуация, когда клиент сразу платит комиссию, а банк начинает с первого дня начислять повышенную процентную ставку.